Людмила Андреева
Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через игру на музыкальных инстрементах
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через игру на музыкальных инстрементах
Составила музыкальный руководитель МКОУ «Болоховский центр образхования №1» Андреева Людмила Ивановна.
Теоретическая база опыта
Публикация «Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через игру на музыкальных инстрементах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Русские народные игры
- Темочки
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице - малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к без духовности.
Поэтому приоритетным направлением в моей работе является нравственно-эстетическое воспитание и развитие творческих способностей через приобщение детей к истокам народной культуры, а в частности, через музыкальный фольклор
Увидев, что дети эмоционально заинтересованно исполняют русские народные песни, заклички, активно участвуют в народных праздниках, с удовольствием разучивают и играют в народные игры, с большим удовольствием овладевают игрой на народных инструментах, я спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность и поставила цель: разработать систему педагогических условий, обеспечивающую приобщение детей к истокам народной культуры.
Для этого перед собой поставила следующие задачи:
1. Формировать у детей целостное восприятие народной культуры;
2. Развивать художественно-эстетические, творческие способности детей средствами музыкального фольклора.
3. Воспитывать у детей лучшие качества, присущие русскому народу : доброту, трудолюбие, любовь к Родине, родному краю, отношение к взрослым…
4. Развивать музыкальный слух, голос путём ознакомления детей с музыкальным фольклором.
5. Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (дети -воспитатели - родители - учреждения дополнительного образования) для успешного социально личностного развития дошкольников.
Для решения этих задач я определила направление деятельности:
1. Применить в работе все формы музыкального фольклора.
2. Внедрить в работу, созданные мною методические разработки для проведения занятий, основанные на фольклорном материале (пока для старшей и подготовительной групп).
3. Создать базу атрибутики, костюмов, сделать подборку р. н. пословиц, поговорок, наглядного материала. Приобрести р н инструменты.
4. Отследить уровень музыкального развития детей.
Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер.
Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом
Ребё нке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте. Правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю.
Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые, разнообразные творческие проявления.
Освоение фольклорного материала формирует представление ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.
Благодаря естественности звуковой организации народных попевок у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, чётком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов развивает голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей.
Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка системы знаний о традициях русского народа (о народном календаре, обрядах,
обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках, и других произведениях исконного народного творчества, так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение творчески воспроизводить фольклорный материал).
Знакомить с фольклором начинаю детей с младшей группы. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором : слышали колыбельную песню матери; весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В работе с малышами использую элементы Программы «Топ, хлоп, малыши» (авторы А. Буренина, Т. Сауко).
Основными видами деятельности детей в этом возрасте на занятиях с фольклором являются слушание-восприятие и игры (музыкальные и словесные). Пение же происходит в основном в виде подпевания взрослым. Песенный материал подбираю несложный по мелодическому и ритмическому строю в соответствии с образами (петушок, зайка, котик).
Ритмические приседания, подпрыгивания под песенку – одни из первых музыкально-ритмических движений ребёнка, постепенно переходят в обучение его пляске. Дети осваивают элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кисти и т. д., а также хороводный и дробный шаг.
Игра на детских музыкальных инструментах важна для ребёнка – как путь включенности в общее дело. Свистульки, погремушки, ложки, колокольчики для них – средство ритмического воспитания
Все занятия с детьми в младшем возрасте провожу только в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания.
В среднем возрасте знакомлю детей с народным календарём, обращаю внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Также осваиваю малые фольклорные жанры: считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста более развёрнут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжаю обучение игре на музыкальных инструментах : свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещотках, рубеле.
Дети этого возраста отличаются большей самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям и анализу.
Для старшей и подготовительной групп разработала тематические занятия, полностью основанные на фольклорном материале.
Несколько слов об организации занятий.
Такие занятия проводятся1-2 раза в месяц по 40-45 минут.
Тематику занятий определяет народный календарь. Такие занятия проводятся с интенсивным наполнением различных форм учебно-игровой деятельности: так вокально-речевые упражнения сменяются рассказом на данную тему, ответами детей на вопросы; слушание народных песен, знакомство с народными инструментами сменяется разучиванием народных песен, закличек, разучиванием народных танцев, хороводов, игр…Кроме того. на занятиях много используется устного фольклора: прибаутки, потешки, считалки, сказки… Таким образом, дети входят в мир народной культуры, учатся исполнять произведения народного творчества, обогащают свои знания о русском фольклоре.
Структура занятий и последовательность изложения материала зависит от плана на каждое занятие. Чаще всего на занятиях учтены основные виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, но иногда проводятся вокальные или ритмические занятия. Иногда занятия проходят в форме спектакля, занимательной игры.
Подготовка к таким занятиям требует тщательного планирования, продуманного
построения занятия, большой оснащённости (атрибуты, игрушки, музыкальные
инструменты, куклы кукольного театра)
Остановимся подробнее на каждом разделе таких занятий.
Наиболее обширный раздел – «Пение».
Главная задача пения – формирование устойчивого интереса к пению, чистое выразительное интонирование, развитие вокально-хоровых навыков, расширение диапазона.
Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор в народной песне -всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят.
Работа над вокально-хоровыми навыками и чистой интонацией очень трудоёмка. Работая над песней, я всегда учитываю её характерные особенности. Если есть широкие скачки, то тут же продумываю приём чистого интонирования. Например, собственный показ, всё время говорю: «Пойте, как я». Такой «зеркальный» приём способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально-выразительному исполнению. Чётко разграничиваю дыхание по фразам, слежу, чтобы дети не брали дыхание в середине слова. Большое внимание уделяю дикции, объясняю как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» (таких слов очень много в русских народных песнях : «уродился», «умывалася», «собиралася», «поклонюся» и т. д.).
Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение для звука: «дотянемся голосом до солнца». голосок взлетает вверх, как огоньки на ёлке, голос звенит. как капель с крыши, голос тянется, как ниточка из клубка. голос широкий, как русское поле… И ещё один момент: обязательно разучиваем песню по фразам с сиюминутным фиксированием ошибки и только после этого поём уже с начала до конца. Работа над пением ведётся эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, не расслаблялись.
Обязательным условием исполнения русской песни является инсценирование. Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развиваются воображение, творческие способности.
В разделе «Слушание» знакомлю детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни. Знакомлю со звучанием русских народных инструментов : гуслей, гармони, балалайки, рожка, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров.
Дети знакомятся с новыми музыкальными терминами : хор, ансамбль, оркестр, певец, музыкант.
При прослушивание музыки обязательно использую иллюстрации, репродукции картин русских художников.
Широко используется народная музыка и в работе с детьми по разделу музыкально-ритмического движения.
Подбирая музыку для движения, я исхожу из того, что она должна быть художественной, доступной ребёнку по форме и по изложению. Важно, чтобы ребёнок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как например ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении.
Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.
Обучение музыкально-ритмическим движениям строится в форме игры. Придумываю сюжет, рассказ. Например, топающий шаг – прогулка по первому снегу, хороводный шаг – гуляние по лугу, по осеннему парку. Учу детей правильно, ритмично и красиво выполнять тот или иной элемент танца или танцевальный шаг, реагировать движением на смену частей или характера музыки.
В этот раздел вводится разучивание танцевальных шагов и танцевальных элементов народных хороводов, плясок: «козлик», «моталочка», «гармошка», «ковырялочка», «верёвочка», различные шаги – хороводный, приставной, переменный, припадание, шаг с притопом.
В занятия включены русские хороводы : «Хоровод с веночками», «Хоровод с платочками», «Хоровод с веточками», пляски с ложками, с балалайками, с коромыслами, с веночками.
На занятиях используется большое количество народных игр. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся детские народные игры : «Паучок», «Ворон». «Горелки», «Жмурка», «В деда», «Золотые ворота» и др.
В своей работе я иногда сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Я вела поиск новых приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народному творчеству. Я заметила, что дети проявляют большой интерес к игре на музыкальных инструментах. Это стимулирует детей к активным выражением чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают народную песню, сопровождая её игрой на народных инструментах, у них появляется стремление активно реализовать себя в игре на ложках, колокольчиках и др. инструментах. Я предложила детям самим изготовить инструменты – шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки и они с удовольствием отозвались. Так появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги. Эта работа помогла мне активизировать творческие способности детей.