валентина петровна яушкина
Использование элементов фольклора в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42» .
Доклад на тему
«Использование элементов фольклора в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Подготовила: Яушкина В. П.
Воспитатель
Саранск 2020
Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и прочее.
Публикация «Использование элементов фольклора в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое.
Как было уже замечено ранее, своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности, а если имело, то было уделом единиц – образованных шаманов, ученых и прочих гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.
Особое место в фольклоре занимает детский фольклор. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе каждого педагога стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.
В чем же ценность фольклорных произведений?
Они обладают высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки, слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, способствуют развитию внимания, речевого слуха.
Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!
Варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждений и дома.
Использование фольклора в режимных моментах
Умывание
Из колодца принесла Курочка водицы, И ребята всей гурьбой Побежали мыться.
***
Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Г д е носик и ротик?» Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.
Расчесывание волос
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят — Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся.
***
Потешку также можно использовать во время игр с куклами.
Во время еды
Умница, Катенька, ешь кашку
сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую,
душистую.
Выход на прогулку
Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле.
***
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет
-Мы пойдем в сапожках.
***
Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.
Во время прогулки
Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички:
Зеленейся, зеленейся, мой
зеленый сад. Расцветайте, расцветайте,
мои алые цветочки!
***
Божья коровка, Черная головка. Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного, белого, Только не горелого.
***
Обед
Используются те же потешки, что и во время завтрака, только не повторяйте одну и ту же, а чередуйте их.
Перед сном
Баю-баю-баиньки,
прилетели чайки, Стали крыльями махать, Наших деток усыплять.
***
Я Баю-баю-баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Наших деток не буди.
После сна
Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное.
Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:
Петушок, петушок — Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:
Рано солнышко встает, На зарядку всех зовет.
Если ребенок плачет
Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка Принесет орешки — Для тебя потешки
С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру.
Использование фольклора для развития движений ребенка
Пальчиковые игры
Сорока-белобока
Печку топила,
Кашку варила.
На порог скакала.
Деток созывала.
Этому дапа
Этому дала
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Ты, малец-удалец.
За водой не ходил,
Дров не носил
Кашу не варил.
И не получил! Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.
Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.
Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусочек пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки. Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.
Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой
Народные подвижные игры
Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод!
Считалки
Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди-ка поводи!
Потешки для новичков
Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий!
это
Познакомьтесь, дети, ваш новый друг.
Фольклор поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в
себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию,
интонационную окраску, использование специфических языковых средств
выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому
или иному предмету или явлению.
Во время трудовой деятельности:
Труд кормит, а лень портит.
Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт
прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Во время учебной деятельности:
Ученье - свет, а неученье – тьма.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,
лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно
окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово,
умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
(Лучше нет дружка, чем родная матушка)
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на
разностороннее развитие речи детей.
(Языка нет, а рассказывает)
Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, равнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Итак, фольклор помогает осуществлять воспитательный процесс без назиданий, он помогает познать богатства родного языка, знакомит с окружающей действительностью.
Также следует отметить, что прививать любовь к фольклору должны не только воспитатели дошкольного учреждения и учителя начальной школы, но и родители. Ведь именно они отвечают за правильное воспитание и своевременное развитие собственного сына или дочери, закладывают самые главные жизненные принципы, которыми собственно и будет руководствоваться их ребенок уже во взрослой жизни.