Елена Вилкова
Развитие мелкой моторики рук у детей с помощью лепки из цветного теста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ В ЛЕПКЕ ИЗ ЦВЕТНОГО ТЕСТА
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с помощью лепки из цветного теста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Во время лепки с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепка из цветного теста является одним из видов народно-прикладного искусства. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя.
Работа по лепке из цветного соленого теста в условиях педагогического процесса нашей коррекционной группы практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей уже в течение нескольких лет.
Каждую неделю по желанию детей совместно готовится цветное соленое тесто. Дети сами выбирают предмет для лепки, цвет материала, детали для украшения или детализации образа.
Например, мы с детьми изучаем тему «Рыбы». Вечером детям совместно готовится тесто для лепки сказочной рыбки. ФОТО. Дети самостоятельно выбирают цвет, дополнения в виде блеска, тыквенных семечек и т. д.
Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение.
Активность ребёнка в лепке из цветного теста носит творческий характер и проявляется, прежде всего, в стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Для этого мы детей не ограничиваем в выборе материалов, способов лепки, каждый ребенок работает в своем ритме, столько по времени, сколько нужно для выполнения работы. ФОТО
Показателем самостоятельности в этом виде деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа. В непосредственно образовательной деятельности детям показывались приемы лепки, а в свободной, самостоятельной деятельности они выполняют работу без указаний педагога. ФОТО
Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания своей работы, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к лепке. Например, при изготовлении паучка дети выбирают фон, нить, украшения для поделки. ФОТО
Во время совместной деятельности с детьми по лепке из цветного теста широко мною используются пальчиковые игры, массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
В литературе описано много рецептов соленого теста. Я предлагаю свой: 1кг. муки, 1кг. соли, 1,5 стакана воды, гуашь нужного цвета (это примерно на 15-18 детей). Сушим изделия из цветного теста воздушным способом, потому что цветная гуашь горит при высокой температуре. Окончательно просушивается детская работа через 4-5 дней.
При изготовлении поделок сложной формы используем клей ПВА, стеки, чесночницы, старые фломастеры для печати узоров, бусинки, пластилин, пайетки, блестящий гель, пуговицы, семена растений, макаронные изделия, нитки, трубочки для коктейля как основа для высоких поделок.
Предлагаю вашему вниманию наши работы.
ФОТО.
Из опыта совместной с детьми деятельности по изготовлении поделок-игрушек из цветного соленого теста хочется сказать, что при работе с цветным тестом нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность и конечно же в интересной форме развивать мелкую моторику детей. Поделки можно использовать в дальнейших играх, совместной деятельности.
Таким образом, в процессе увлекательной деятельности с цветным тестом у ребенка развиваются следующие характеристики его личности:
- дошкольник может контролировать свои движения пальцами и управлять ими, мастерить поделки из различных материалов, у него хорошо развита мелкая моторика;
- ребенок проявляет инициативность, у него развивается уверенность в своих силах;
- ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, способен доводить до конца начатое дело.
Данные характеристики соответствуют целевым ориентирам Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.