Екатерина Сенченкова
Включение игр природоведческого характера в режимные моменты во второй младшей группе
Доклад для выступления на педагогическом совете
«Включение игр природоведческого характера
в режимные моменты во второй младшей группе»
(из опыта работы воспитателя 1-й квалификационной категории Сенченковой Е. В.)
Режимные моменты занимают большую часть времени, которое дети проводят в детском саду. Они не только составляют важную часть педагогического процесса, но и имеют большое значение для здоровья и благополучного развития всех сторон личности ребёнка.
Публикация «Включение игр природоведческого характера в режимные моменты во второй младшей группе» размещена в разделах
Экологическое воспитание конечно же играет огромную роль в воспитании и образовании детей-дошкольников. Следуя рекомендациям педагогов-методистов (Рыжовой Н. А. программа «Наш дом – природа», Николаевой С. Н. программа «Юный эколог», Соломенниковой О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» по программе «От рождения до школы», ориентированных на экологическое воспитание, знакомство детей с природой следует начинать уже с младшего дошкольного возраста.
Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему.
В своей работе я широко использую различные подвижные и дидактические игры природоведческого характера : настольно-печатные, словесные, игры с предметами. Игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она открывает широкие возможности для развития и воспитания ребёнка.
Дидактическая игра – представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Для выбора дидактической игры в данном режимном моменте я ориентируюсь на уровень подготовленности дошкольников 3- 4 лет, так дети должны пользоваться имеющимися знаниями и представлениями. Поэтому я выбираю игры соответствующие возрасту, психическому и физическому развитию детей второй младшей группы. Но не следует забывать и об интересах детей. Мои воспитанники не только с интересом играют в предложенные мной игры, но и предлагают поиграть в полюбившиеся, а так же играют самостоятельно.
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы.
Хочу остановиться на любимых нами играх:
Настольно-печатные:
«Животные» (парные картинки)
Это игра позволяет не только научить узнавать животных по внешнему виду, но и прекрасно тренирует внимание и память детей.
«Чей малыш»
Цель этой игры: учить различать взрослое животное и его детеныша, называть детенышей домашних животных.
«Чей домик»
Игра позволяет формировать у детей умение различать по внешнему виду животное, называть его, определять, где живет и чем питается.
«Мама, папа, малыш»
В ходе этой игры у детей формируется не только представление о правильных названиях детенышей и взрослых животных обоих полов, но и представление о человеке как части природы.
Лото «Домашние и дикие животные»
Цель лото: учить детей по внешнему виду животного называть его и систематизировать имеющиеся знания об объектах природы.
"Рассели животных и птиц".
Цель: совершенствовать знание детей о классификации животных на диких и домашних. Воспитывать активность, самостоятельность. Учить определять по внешнему виду диких и домашних птиц и животных, называть их.
Словесные
«Назови одним словом»
Игра позволяет научиться объединять предметы природы в группы и называть их одним словом.
«Назови фрукт (овощ) красного (и т. д.) цвета»
Изучить цвета, конечно же, помогут предметы природы.
Игры с предметами
"Чудесный мешочек" (предметы природы)
Цель: развитие сенсорных ощущений ребенка.
«Большая ферма»
Это увлекательная игра муляжами домашних животных и птиц с элементами конструирования.
Подвижные игры
«Зайка серенький сидит»
«Курочка с цыплятами»
«Воробушки и кот»
Целью подвижных игр конечно же является развитие физических качеств. Подражая животным, знакомя с их повадками детей, педагог стремится сделать эти игры еще и познавательными.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Для написания доклада использованы ресурсы интернета