НАИЛЯ КУРБАНОВА
Обычаи, традиции, праздники русского народа. Материалы для воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад для воспитателя
Тема: Обычаи, традиции, праздники.
Обычаи, традиции, праздники.
Поговорим - о старинных русских праздниках, о праздниках и традициях разных народов, о праздниках в доме, его своеобразии, об играх для детей и взрослых.
Поспорим – какие праздники нам нужны, стоит придавать старим праздникам новое содержание.
Публикация «Обычаи, традиции, праздники русского народа, Материалы для воспитателя» размещена в разделах
На материале этого цикла занятий вы научитесь: рассказывать о современных и старинных праздниках русского народа, описывать игры, поздравлять с праздником.
Старинные русские праздники.
Как рассказать о праздниках.
Деление года на будни и праздники универсальная черта культуры любых народов. В противоположность будням, простым рабочим дням, праздники (от слова праздный - «пороженый», пустой) - это свободные от работы дни, посвященные отдыху. Праздники устанавливаются не только для отдыха после работы, но и как специальные дни торжества в честь или в память какого –либо события. Праздник отличает особый эмоциональный настрой и стремление его участников достичь оптимального психофизического состояния.
Прежде чем перейти к обсуждению проблем этого цикла занятий, проверьте, знаете ли вы следующие словосочетания:
Обряд коледования, желать достатка, одаривать ряженых, зимние посиделки, хор ряженых, восхвалять плуг, предсказывать будущее, произносить заклинания, одаривать лакомствами, поминальный день.
Обычай колядовать на Руси появился с давних времён.
По деревням и городам, из дома в дом ходили на святки подростки и величали хозяев; песни эти на юге назывались колядками, в средней полосе - овсенем, на севере –виноградьем. Тема,смысл и образы их,однако,были одни и те же. В дом, в который приходили с поздравлением они желали богатства и достатка. Существовал обычай угощать певцов. Чем щедрее были дары – кусок пирога, ломоть хлеба, денежка – тем ближе казалось исполнение доброго пожелания. Хозяева дома и певцы вступали в обрядовую игру.
Предполагают, что название «коляда» возникла от названия дней в римском календаре. Овсень считают близким к слову овесень, что означало «весеннее времена». Хотя овсень и пели среди зимы, но всеми помыслами люди были с тем, что их ждало весной. От удачи в полевых работах зависел урожай года – об этом и говорилось в овсене.
Колядки были очень широко распространены. Многие колядки должны были вызывать мысли об урожае, богатстве. Вот, например колядка – заклинание на урожай: «Где коза ходит там жито родит, где коза хвостом, там жито кустом, где коза ногою, там жито копною, где коза рогом, там жито стогом.» В других колядках воспевали солнце, месяц, дождь, доставляющие радость и природе и людям. Солнце, месяц и дождик вступают друг с другом в спор, кто из них важнее других. Спор разрешается в пользу дождя, самого желанного гостя для земледельца. Для проведения колядования собирались обычно парни и девушки. Выделяли главаря, который руководил обходом домов. Весь процесс обхода совершался при исполнении песен- коляд, в которых славили хозяина – хозяйку, восхваляли красоту девушки, величали холостого парня. Получив подарки, молодежь благодарила и отправлялась в следующий дом.
Существовал и такой обычай : в последний вечер старого года девушки, разряженные, пели под окнами домов, где были женихи. Хозяйка-мать спешила к девушкам и дарила им лепёшки.
Особый смысл и значение в новогодние дни приобретали зимние посиделки. Начинались святочные вечера 22-23 декабря. В некоторых местах парни принимали на себя все расходы и созывали на гуляние своих девушек, нанимали просторную избу, покупали гостинцы для девушек. Приглашенные девушки в своих лучших нарядах приходили или приезжали к знакомым в эту деревню. Днём девушки ходили с песнями по домам, показывая свои наряды, а с наступлением вечера сходились в избу, где их дожидались парни с музыкальными инструментами. В других местах вечер устраивали девушки. Они сообща покупали продукты, пекли пироги и готовили разные вкусные блюда, а вечером приглашали парней и угощали их. Девушки ставили на стол решето, куда парни клали разные лакомства: пряники, карамель.
После этого начинались игры и пляски до глубокой ночи. На таких посиделках деревенские парни-женихи высматривали себе невест из других деревень. На посиделках очень много пели. Песни были общие, не было деления на святочные и другие.
Третий вид новогодних сборищ назывался «игрища». На «игрищах» присутствовали люди разного возраста и семейного положения, хотя ведущая роль принадлежала все-таки холостой молодежи. Игрищу созывал обычно состоятельный крестьянин, имеющий в семье нескольких дочерей. Тематика игр и песен была та же, что и на посиделках. Большое место отводилось играм в свадьбу, в жениха-невесту. Одной из постоянных игр была следующая: молодец выбирал девушку, с ней заводил круг, к ним примыкали другие пары. Большое место на игрищах занимали ряженые. Парни и девушки надевали звериные маски, наряжались скоморохами. Специально скрывали лицо до не узнаваемости, изменяли свой облик. Смешиваясь в увеселения, ряженные устраивали особые игры на брачную тему. Они били в бубен, произносили заклинания, предсказывали будущее. Основными масками были образы коня и быка. Ряженные разыгрывали сценки, которые выливались в комедийные представления. Можно сказать, что в новогодних игрищах сочетались магические обряды и черты соц. быта.
Традиции, обряды русского народа существуют и празднуются по сегодняшний день.