Лучший педагог года

Доклад «Адыгейские народные орнаменты»

Светлана Бекух
Доклад «Адыгейские народные орнаменты»
▼ Скачать + Заказать документы

ДОКЛАД на тему :

«Адыгейские народные орнаменты»

Учитель адыгейского языка

Бекух С. А.

Одним из замечательных видов народного искусства является орнаментальная культура, отображающая в своеобразных формах окружающую действительность, быт и мироощущение человека и воплощающая в себе его этнические идеалы. Основной задачей данного доклада является краткая характеристика адыгейского национального орнамента.

Публикация «Доклад „Адыгейские народные орнаменты“» размещена в разделах

Под общим самоназванием народа адыги объединили в прошлом довольно многочисленные племена с единым языком и некоторыми диалектическими особенностями.

Древнейшими обитателями Северо-Западного Кавказа – адыги сложились в народность примерно к X веку нашей эры.

Адыги в феодальный период делились на отдельные племена - абадзехи, кабардинцы, бжедуги, темергоевцы, натухаевцы, шапсуги, убыхи, жанеевцы, бесленеевцы и др. Адыги обычно селились по долинам рек небольшими аулами и занимались в основном земледелием и животноводством. Большое развитие имело коневодство. Развивались у адыгов и ремесла, не отделяясь от сельского хозяйства. Они добывали железо, медь, свинец, серебро. Главным ремесло адыгов являлась обработка продуктов животноводства – изготовление одежды и обуви, преимущественно для своих нужд. В изготовлении изделий из меди, серебра и других материалов адыги достигли больших успехов, судя по форме и прочности домашней утвари и совершенству серебренных и золотых изделий и украшений с красивой орнаментацией.

Процесс формирование адыгов был усложнен этническими смешениями и внешним культурным влиянием. В VI веке и позднее на Северо-Западном Кавказе заметно политическое и культурное влияние Византии, выразившиеся в распространении христианства. В это время зарождаются основные элементы современного, так называемого черкесского костюма, ставшего общекавказским и заимствованного впоследствии казаками.

В глубокой древности восходят экономические и культурные связи адыгов с русскими, грузинами и другими народами.

В многовековой борьбе с угнетателями поработителями, лишенные возможности просвещения и образования, адыги сумели создать свою самобытную национальную культуру, которая находит свое яркое выражение в художественном богатстве фольклора, в своеобразной народной этике, в оригинальной, разнообразной по своим формам орнаментальной культуре.

У адыгов широко распространились как одежда, золотошейные вышивки, бассоная работа, резьба по дереву, металлу, роспись, лепка, плетение и стилизация орнаментов в современный период.

У адыгов издавна большое развитие получило декоративное изобразительное искусство. Археологические материалы подтверждают, что на протяжении своей многовековой истории адыгский народ творчески развивал свой орнамент, воплощая в нем окружающую природу, свои идеи, связанные в свою очередь с развитием условий материальной жизни с социально-экономическим строем, мировоззрением, религией и т. д.

О давности орнаментального искусства адыгов свидетельствуют памятники звериного стиля, напоминающие изображения животных, как религиозных символов у народов Египта и стран Востока. Об этом говорят и геометрическая орнаментика древней гончарной посуды, относящейся к меотской культуре второй половины первого тысячелетия до нашей эры и первым веком нашей эры, выраженная в виде заштрихованных треугольников, зигзагообразных линий, а в последние века до нашей эры важнейшим узором. В I веке нашей эры широко распространяется обычай украшений сосудов заоморфными ручками, с изображение баранов и кабана, и несколько реже лошади, хищников, птиц и других животных. Большое распространение начинает получать изображение не всего животного, а лишь его части головы, рогов со значительной стилизацией, перерастающей в дальнейшем в схематические условные знаки, которое имело назначение оберегать содержание сосудов.

Узоры идут от сердца, как песни, посвященные любви, героическим подвигам, тиранству князей или гибели людей от наводнений и других бедствий.

Талантливые люди отражали в искусстве свои идеалы, взгляды и убеждения, радость, любовь. Здесь мы видим отображение событий, характерных для феодального периода. Мастерица на циновке изобразила обезумевшую мать, у которой феодал отнимает ребенка для продажи в рабство за море.

Другая циновка свидетельствует о проникновении элементов русской культуры в адыгские аулы. На циновке мы видим тульский самовар, чашку с блюдцем, сахарницу, на комфорке самовара заварной чайник, у стола изображены стулья.

Помимо изображения реальных исторических событий и окружающей обстановке в орнаменте адыгов большое место занимают элементы и мотивы, связанные с различными поверьями и древними культово-магическими представлениями народа. Эти мотивы и узоры своими корнями уходят в глубь веков, и представляют собой пережитки некоторых ритуалов древних языческих верований адыгов.

Так, с прочностью петли на бурки связывались представления адыгов о счастье мужчины, поэтому петлю изготавливали и пришивали, что бы она крепко держалась до износа.

Одним из традиционных мотивов следует считать изображение бараньего рога, которое встречается во всех узорах и является выражение древнего культа животных.

Изображение бараньего рога является основным мотивом украшения жилетки национального костюма, одеваемый под сае, и серебренных застежек, где оно служило символом счастья и безропотности девушки, женщины.

Характерной чертой адыгских узоров, составляющей композиционно стержень их, является крестообразная основа с круглой или же треугольной формой в центре. От этого центра обычно симметрично расходятся завитки в виде головы.

В дальнейшем, с развитием художественных и композиционных приемов, эти основные мотивы стали обрастать более другими разнообразными формами и элементами растительного и животного характера.

Далее национальный орнамент занял прочное место в художественном оформлении книг.

Несомненно, что современное декоративное искусство адыгского народа займет свое место в культуре, которая является составной частью национальной культуры народа.

Публикации по теме:

Доклад «Космопространство»Доклад «Космопространство» Доклад подготовила Ройтман Евгения Вячеславовна. «КОСМОПРАСТРАНСТВО» Цели проекта: 1. Развитие интеллектуально-познавательной и эстетической.

Доклад на педсовет «Современные технологии для развития речи дошкольников». Развитие речи младших дошкольников». Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит.

Доклад на педсовете Доклад на педсовете Развитие навыков общения в игре. Воспитатель Комарова Л. А МАУДО «Детский сад № 9», г. Ялуторовск, 2016г. Игра занимает.

Доклад на родительском собрании Доклад на родительском собрании «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить.

Конспект НОД в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию по теме «Орнаменты»Конспект НОД в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию по теме «Орнаменты» Конспект НОД в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Орнаменты»Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Методическая разработка «Адыгейские национальные игры» Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить.

Народные игры «Народная игра». Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В.

Народные игры на Масленницу.Народные игры на Масленницу. О роли подвижной игры в системе обучения и образования уже сказано не мало. И в нашем ДОУ № 9 подвижные организованные игры являются средством.

Народные куклыНародные куклы Дорогие друзья сегодня я хочу познакомить вас с замечательными куклами-оберегами ручной работы, их историей и предназначением. Я не профессиональная.

Народные праздники Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через народные праздники. Духовно – нравственное воспитание в нашей стране в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Адыгейские народные орнаменты»
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 11:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Адыгейские народные орнаменты»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бекух в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД