Светлана Бекух
Доклад «Адыгейские народные орнаменты»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД на тему :
«Адыгейские народные орнаменты»
Учитель адыгейского языка
Бекух С. А.
Одним из замечательных видов народного искусства является орнаментальная культура, отображающая в своеобразных формах окружающую действительность, быт и мироощущение человека и воплощающая в себе его этнические идеалы. Основной задачей данного доклада является краткая характеристика адыгейского национального орнамента.
Публикация «Доклад „Адыгейские народные орнаменты“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Орнамент и узоры
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика Адыгея
- Темочки
Под общим самоназванием народа адыги объединили в прошлом довольно многочисленные племена с единым языком и некоторыми диалектическими особенностями.
Древнейшими обитателями Северо-Западного Кавказа – адыги сложились в народность примерно к X веку нашей эры.
Адыги в феодальный период делились на отдельные племена - абадзехи, кабардинцы, бжедуги, темергоевцы, натухаевцы, шапсуги, убыхи, жанеевцы, бесленеевцы и др. Адыги обычно селились по долинам рек небольшими аулами и занимались в основном земледелием и животноводством. Большое развитие имело коневодство. Развивались у адыгов и ремесла, не отделяясь от сельского хозяйства. Они добывали железо, медь, свинец, серебро. Главным ремесло адыгов являлась обработка продуктов животноводства – изготовление одежды и обуви, преимущественно для своих нужд. В изготовлении изделий из меди, серебра и других материалов адыги достигли больших успехов, судя по форме и прочности домашней утвари и совершенству серебренных и золотых изделий и украшений с красивой орнаментацией.
Процесс формирование адыгов был усложнен этническими смешениями и внешним культурным влиянием. В VI веке и позднее на Северо-Западном Кавказе заметно политическое и культурное влияние Византии, выразившиеся в распространении христианства. В это время зарождаются основные элементы современного, так называемого черкесского костюма, ставшего общекавказским и заимствованного впоследствии казаками.
В глубокой древности восходят экономические и культурные связи адыгов с русскими, грузинами и другими народами.
В многовековой борьбе с угнетателями поработителями, лишенные возможности просвещения и образования, адыги сумели создать свою самобытную национальную культуру, которая находит свое яркое выражение в художественном богатстве фольклора, в своеобразной народной этике, в оригинальной, разнообразной по своим формам орнаментальной культуре.
У адыгов широко распространились как одежда, золотошейные вышивки, бассоная работа, резьба по дереву, металлу, роспись, лепка, плетение и стилизация орнаментов в современный период.
У адыгов издавна большое развитие получило декоративное изобразительное искусство. Археологические материалы подтверждают, что на протяжении своей многовековой истории адыгский народ творчески развивал свой орнамент, воплощая в нем окружающую природу, свои идеи, связанные в свою очередь с развитием условий материальной жизни с социально-экономическим строем, мировоззрением, религией и т. д.
О давности орнаментального искусства адыгов свидетельствуют памятники звериного стиля, напоминающие изображения животных, как религиозных символов у народов Египта и стран Востока. Об этом говорят и геометрическая орнаментика древней гончарной посуды, относящейся к меотской культуре второй половины первого тысячелетия до нашей эры и первым веком нашей эры, выраженная в виде заштрихованных треугольников, зигзагообразных линий, а в последние века до нашей эры важнейшим узором. В I веке нашей эры широко распространяется обычай украшений сосудов заоморфными ручками, с изображение баранов и кабана, и несколько реже лошади, хищников, птиц и других животных. Большое распространение начинает получать изображение не всего животного, а лишь его части головы, рогов со значительной стилизацией, перерастающей в дальнейшем в схематические условные знаки, которое имело назначение оберегать содержание сосудов.
Узоры идут от сердца, как песни, посвященные любви, героическим подвигам, тиранству князей или гибели людей от наводнений и других бедствий.
Талантливые люди отражали в искусстве свои идеалы, взгляды и убеждения, радость, любовь. Здесь мы видим отображение событий, характерных для феодального периода. Мастерица на циновке изобразила обезумевшую мать, у которой феодал отнимает ребенка для продажи в рабство за море.
Другая циновка свидетельствует о проникновении элементов русской культуры в адыгские аулы. На циновке мы видим тульский самовар, чашку с блюдцем, сахарницу, на комфорке самовара заварной чайник, у стола изображены стулья.
Помимо изображения реальных исторических событий и окружающей обстановке в орнаменте адыгов большое место занимают элементы и мотивы, связанные с различными поверьями и древними культово-магическими представлениями народа. Эти мотивы и узоры своими корнями уходят в глубь веков, и представляют собой пережитки некоторых ритуалов древних языческих верований адыгов.
Так, с прочностью петли на бурки связывались представления адыгов о счастье мужчины, поэтому петлю изготавливали и пришивали, что бы она крепко держалась до износа.
Одним из традиционных мотивов следует считать изображение бараньего рога, которое встречается во всех узорах и является выражение древнего культа животных.
Изображение бараньего рога является основным мотивом украшения жилетки национального костюма, одеваемый под сае, и серебренных застежек, где оно служило символом счастья и безропотности девушки, женщины.
Характерной чертой адыгских узоров, составляющей композиционно стержень их, является крестообразная основа с круглой или же треугольной формой в центре. От этого центра обычно симметрично расходятся завитки в виде головы.
В дальнейшем, с развитием художественных и композиционных приемов, эти основные мотивы стали обрастать более другими разнообразными формами и элементами растительного и животного характера.
Далее национальный орнамент занял прочное место в художественном оформлении книг.
Несомненно, что современное декоративное искусство адыгского народа займет свое место в культуре, которая является составной частью национальной культуры народа.