Ладейщикова Ирина
Конспект НОД «Добрая дорога детства»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Конструкт непосредственной образовательной деятельности
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Составитель: Ладейщикова И. В.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Форма организации: фронтальная
Тема: «Добрая дорога детства»
Публикация «Конспект НОД „Добрая дорога детства“» размещена в разделах
Цель: систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения, которое обеспечивает сохранность их жизни, здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Планируемый результат:
- умеют работать в команде;
- проявляют ответственность на дороге и желание выполнять правила дорожного движения в жизни;
- умеют оказывать помощь другому;
- используют творческие способности;
- умеют общаться в процессе решения познавательных задач: включаются в обсуждения, пользуются при этом точной, аргументированной и
доказательной речью;
- проявляют находчивость, смекалку, догадку, сообразительность;
- умеют работать в паре;
- проявляют личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях;
- имеют представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте;
- умеют предвидеть последствия неправильных поступков на дороге;
- дети имеют положительный и эмоциональный настрой;
- имеют представления об опасностях, которые ждут их на улице;
- дети достаточно хорошо знают сигналы светофора, их значение, а так же обозначение дорожных знаков;
- имеют представление о различных видах транспортных средств.
Задачи:
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Воспитательные:
• воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, чувство взаимовыручки;
• воспитывать чувства ответственности на дороге и желание выполнять правила дорожного движения в жизни;
• воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому человеку.
Развивающие:
• развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
• развивать у детей умение общаться в процессе решения познавательных задач: включаться в обсуждения, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;
• развивать интеллектуально – творческие проявления детей: находчивость, смекалку, догадку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач;
• развивать способность быть осмотрительным и осторожным;
• развивать умение работать в паре.
Обучающие:
• формировать личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях;
• формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя делать на улице, дороге и в транспорте;
• формировать умение предвидеть последствия неправильных поступков на дороге;
• формировать положительное эмоциональное настроение детей;
• закреплять знания детей об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения;
• закреплять знания сигналов светофора, их значение, а так же обозначение дорожных знаков;
• закреплять знания детей о различных видах транспортных средств.
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности (пополняется развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов обучающего процесса);
- принцип минимакса (продвижение каждого ребёнка своим темпом);
- принцип вариативности (осуществление собственного выбора);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).
Игровой реквизит:
- Магнитофон.
- Музыка: В. Шаинский «Вместе весело шагать»; спокойная; торжественная.
- Ноутбук.
- Экран.
- Шары для оформления зала (красных – 5, желтых – 5, зелёных – 5).
- Светофор.
- Оформление зеркала (вывеска «Ни дня без Правил Дорожного Движения», «Запрещающие знаки», «Предупреждающие знаки»).
- Карточки «Знаки безопасности» (для оформления зала, изготовлены детьми) (20 шт.).
- Эмблема - галстук (10 + 10).
- Фишки (40 шт.).
- Модуль (2 шт.).
- Клей - карандаш (2 шт.).
- Стол (прямоугольный – 4, овальный – 2).
- Математический планшет (2 шт.).
- Простые карандаши (15 шт.).
- Восковые карандаши (15 наборов).
- Цветные карандаши (15 наборов).
- Подставки для карандашей (15 шт.).
- Карточки - «Наземный транспорт» (4 шт.).
- Карточки - «Воздушный транспорт» (4 шт.).
- Карточки - «Подземный транспорт» (2 шт.).
- Карточки-раскраски «Специальный транспорт» (4 шт.).
- Геометрические фигуры (треугольники, трапеции, прямоугольники… 2 набора).
- Счётные палочки (2 набора).
- Карточки – ловушки (8 шт.).
- Карточки сигнальные (солнышко – 20 шт., тучка – 20 шт.).
- Руль сигнальный (2 шт.).
- Кресло детское автомобильное (2 шт.).
- Кукла большая (2 шт.).
- Головной убор для папы.
- Халат для продавца.
- Форма инспектора.
Презентация :
• «Добрая дорога детства» (фото детей).
• Разминка «Вопрос - ответ» (картинка – ответ).
• Конкурс капитанов «Найди нарушителей».
• Конкурс «Виды транспорта» (практическое задание).
• Конкурс «Домашнее задание».
• Сценка «Как автокресло хозяина искало».
• «Автомагазин» (вывеска).
• Конкурс «Назови дорожный знак» (тесты).
• Физминутка (Помеха).
• Конкурс «Разрешается - запрещается» (солнышко – тучка).
• «Знаки сервиса».
• Общее фото детей.
Методический комплект:
- Всероссийская газета «ДДД». – 2014 – 2016 г. г.
- Майорова Ф. С., «Изучаем дорожную азбуку». - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005. – 87 с.
- Максиняева М. Р., «Занятия по ОБЖ». – М. : «Творческий центр «СФЕРА», 2003. – 128 с.
- Саулина Т. Ф., «Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения». – М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009. – 112 с.
Этапы
деятельности
Содержание
Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
Выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Мотивация на
совместную деятельность
Инспектор пешеходов:
- Здравствуйте, друзья! Уважаемые дети и взрослые! Мы предлагаем вам стать участниками игры «Добрая дорога детства».
- Принимаете предложение?
- Правила дорожного движения всем известны, но всё же стоит их повторить, так как вы скоро самостоятельно будете преодолевать путь от дома до школы и обратно. Организует детей, создаёт эмоциональный настрой.
Дети заходят в зал с двух сторон с воспитателем, звучит музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать» (минусовка).
С удовольствием участвуют в интеллектуальной игре и проявляют эмоциональную заинтересованность.
Реализация игрового замысла
Разминка
Конкурс капитанов
Конкурс
Конкурс
Конкурс
Физминутка
Конкурс
• «Добрая дорога детства»
Инспектор пешеходов:
- Сейчас поприветствуем участников игры:
«Приветствие команд»
Инспектор пешеходов:
- Команда (хором) «Дoрoжный знак» -
Капитан команды (Арсений) :
Инспектор пешеходов:
- Команда (хором) «Светoфор» -
Капитан команды (Даниил) :
Инспектор пешеходов:
- Послушайте внимательно условия игры: за каждый конкурс команда будет получать определённое количество фишек. Та команда, которая наберёт наибольшее количество фишек и станет победителем.
- Итак, начинаем!
• «Вопрос - ответ»
Команда «Дорожный знак» Команда «Светофор»
Категория «Пешеход»
1. Назовите участников дорожного движения?
(Водитель, пешеход, пассажир.)
2. Как следует идти пешеходу по загородной дороге?
(Лучше всего идти по тропинке вдоль дороги, но если её нет – то по левой обочине, навстречу движению транспорта.)
Категория «Пассажир»
3. Где, согласно этикету, находится самое почётное место в салоне такси?
А. За рулём
Б. За водителем
В. Рядом с водителем
Г. Сзади справа * 4. Как называется устройство автомобиля, которым должен быть пристёгнут водитель?
А. Ремень безопасности *
Б. Портупея надёжности
В. Струна спокойствия
Г. Ниточка спасения
Категория «Инспектор ГИБДД»
5. Постовой вместо светофора это… Кто?
(Регулировщик движения) 6. Как расшифровываются буквы ДД в аббревиатуре ГИБДД?
А. Дальние дороги
Б. Дорожное движение *
Категория «Велосипедист»
7. С какого возраста разрешается выезжать на проезжую часть общего пользования?
(С 14 лет)
8. Как должен двигаться велосипедист по проезжей части?
(По правому краю, как можно ближе к тротуару).
Категория «Чем ярче – тем безопаснее!»
9. Для чего нужно размещать светоотражающие элементы?
(Чем больше светоотражающих элементов на одежде, тем он заметнее для водителя транспортного средства в тёмное время суток). 10. Где нужно размещать светоотражающие элементы?
(На одежде, рюкзаках, колясках, велосипедах, роликах и др. предметах).
Инспектор подводит итоги конкурса и проходит в зрительный зал (Ведущий выставляет фишки на модуль).
• «Найди нарушителей»
Ведущий:
- Каждому капитану выдаются картинки с изображёнными на них дорожными ситуациями. Часть персонажей на рисунках поступают правильно, часть – нарушители.
Цель – найти всех нарушителей Правил дорожного движения. За каждого найденного нарушителя капитан команды получает фишку.
Обязательное условие: игроку необходимо объяснить, какое именно нарушение допустил участник дорожного движения.
Карточки:
1. Играть в мяч на детской площадке.
2. Выходить из транспорта вслед за взрослым.
3. Ждать, когда транспорт уйдёт.
4. Ждать транспорт на остановке.
Ведущий:
- Всех нарушителей нашли! Молодцы! Я уверена, что вы Правила знаете и не нарушаете!
Ведущий подводит итоги конкурса (выставляет фишки на модуль).
• «Виды транспорта»
(практическое задание)
• Задание 1-
Ведущий:
- Найди закономерность расположения предметов в клеточках и дорисуй недостающий вид транспорта.
- Назови вид транспорта.
Наземный транспорт (по 2 карточки) :
- легковой автомобиль,
- маршрутное такси,
- мотоцикл,
- велосипед,
- троллейбус,
- автобус,
- грузовой автомобиль.
• Задание 2 –
Ведущий:
- Заштрихуй фигурки, оставляя окна, корзину незаштрихованными.
Воздушный транспорт (4 карточки) :
- самолёт,
- вертолёт,
- аэростат.
• Задание 3 (геометрический планшет) –
- Изобрази на геометрическом планшете с помощью резинок транспорт.
Водный транспорт:
- пароход,
- лодка,
- яхта.
• Задание 4 –
- Соедини точки.
Подземный транспорт (2 карточки) :
- метро.
• Задание 5-
- Раскрась машину специального назначения.
Специальный транспорт (4 карточки) (машины, которые имеют сирену и мигающую лампочку на крыше – проблесковый маячок, если эта лампочка горит – машина к кому-то спешит на помощь).
Поэтому необходимо специальному транспорту всегда уступать дорогу!
- машина скорой помощи,
- машина службы спасения,
- полицейская машина,
- пожарная машина,
- машина газовой службы.
• Задание 6 –
- Составь любой вид транспорта:
- из геометрических фигур;
- из счётных палочек.
Ведущий подводит итоги конкурса (выставляет фишки на модуль).
• «Домашнее задание»
Ведущий:
- Участники двух команд совместно приготовили сценку.
- Цель сценки: убедить взрослого, что поездка в автомобиле без автокресла невозможна.
- А удалось ли это сделать сыну, вы узнаете, посмотрев сценку.
• Сценка «Как автокресло хозяина искало»
Действующие лица:
Продавец - Настя
Кресло - София
Папа - Арсений
Сын - Руслан
Вывеска «Автомагазин»
Продавец:
- Вы кто? И зачем сюда пришли?
Кресло:
- Я автомобильное кресло для детей.
Продавец:
- Замечательно выглядите! Ваше место в центральной витрине!
(Повязывает ему бант).
Папа с сыном заходят в магазин.
Папа:
- Постой здесь, сынок. Пойду куплю новый насос в машину.
Сын осматривает витрины, натыкается взглядом на кресло. Подходит к нему.
Сын:
- Какое красивое.
(Поглаживает ручки, спинку кресла).
Кресло:
- Я ещё кресло удобное, необходимое, незаменимое.
Сын:
- Ты мне нравишься.
Кресло:
- Ты мне тоже. Как долго я тебя искало и ждало, мой малыш.
Сын:
- Папа, купи мне это кресло.
Папа:
- Это слишком дорого.
Сын:
- Посмотри, какое оно красивое, удобное, как раз для меня.
Продавец:
- Берите, это последняя обновлённая модель.
Папа берёт сына за руку и ведёт из магазина. Малыш упирается.
Папа:
- В машине и так достаточно твоих игрушек.
Сын (Упирается, вырывает руку) :
- Купи, купи, купи…
Кресло:
- Постойте, не уходите!
(Кресло подбегает к папе с сыном, берёт мальчика за руку и говорит, обращаясь к папе.)
Я не только кресло модное,
Я ещё кресло удобное.
А ещё красивое и необходимое.
Если с вами ваш малыш,
Я предмет незаменимый.
Вы в дорогу отправляйтесь,
Ничего там не пугайтесь!
Если с вами буду я,
То минует вас беда.
Вы сынишку посадите,
Хорошенько пристегните.
Ну а я уж помогу,
Сына вам уберегу.
Папа (обращается к креслу) :
- Убедило ты меня, надо брать с собой тебя!
Папа (обращается ко всем) :
Что в жизни дороже всего –
Конечно же, дети наши,
И нет страшней ничего,
Чем потерять их однажды.
Все вместе:
Запомните все родители!
Ребёнка в дорогу берёте,
Кресло с собой возьмёте.
Оно ребёнка спасёт,
От травм его сбережёт!
Ведущий:
- Раз, два, три… куклу к креслу пристегни.
(Вызывает по 1 участнику из команды).
Ведущий выдаёт фишки героям сценки, подводит итоги конкурса (выставляет фишки на магнитной доске).
• «Назови дорожный знак»
(тесты – выбрать правильный ответ).
Ведущий:
- Внимание на экран.
- Проверим, знают ли участники игры предписывающие, предупреждающие и запрещающие знаки.
(В руках у детей 2 сигнальных руля, дети нажимают на них, если знают ответ).
Команда «Дорожный знак» Команда «Светофор»
Предписывающие знаки
Что означает этот знак?
• Разрешается движение только пешеходам.
• Запрещается движение пешеходам *
• Разрешено ходить по одному.
Что означает этот знак?
• Велосипедистам въезд запрещён.
• Разрешено движение только на велосипедах и мопедах.
• Разрешено движение только на двухколёсных велосипедах *
Предупреждающие знаки
Что означает этот знак?
• Железнодорожный переезд со шлагбаумом.
• Железнодорожный переезд без шлагбаума *
• Местность сильно загазована.
Как называется этот знак?
• «Змеи на дороге»
• «Опасные повороты» *
Как называется этот знак?
• «Не раздавите шляпу»
• «Внимание, верблюды!»
• «Кавказские горы»
• «Неровная дорога» * Что означает этот знак?
• Осторожно, бодучий бык!
• Молочное кафе.
• Перегон животных (здесь перегоняют домашний скот) *
Запрещающие знаки
Что означает этот знак?
• Осторожно, может упасть кирпич!
• Запрещается перевозить кирпичи.
• Запрещается въезд всех транспортных средств. * Что означает этот знак?
• Запрещается остановка и стоянка транспортных средств *
• Запрещена игра в крестики-нолики.
Ведущий подводит итоги конкурса (выставляет фишки на модуле).
Помеха:
- Ребята, я сейчас проверю, какие вы внимательные пешеходы. Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если вы, услышав загадку, так не поступаете, то просто промолчите.
Помеха:
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!» (Помеха путает детей во время игры)
1. Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
2. Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
3. Чтоб проветриться в автобусе немножко, кто и голову, и туловище высунул в окошко?
(Дети молчат.)
4. Знает кто, что красный свет – это значит: хода нет?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
5. Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
(Дети молчат.)
6. Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
(Дети молчат.)
7. Кто в 6 -7 лет сел на велосипед и помчался сразу прямо на автотрассу?
(Дети молчат.)
8. Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
• «Разрешается или запрещается»
Ведущий начинает фразу, а дети продолжают словами «разрешается» или «запрещается». Команды используют в игре сигнальные карточки – солнышко, тучка.
- Идти толпой по тротуару … запрещается.
- Перебегать дорогу … запрещается.
- Помогать, пожилым людям переходить улицу… разрешается.
- Выбегать на проезжую часть … запрещается.
- Переходить дорогу на зелёный свет … разрешается.
- Уважать правила дорожного движения …разрешается.
Ведущий подводит итоги конкурса (выставляет фишки на модуле).
• «Знаки сервиса»
(презентация стихотворения)
По трассе мчатся разные машины.
Бывает, долго едем мы в пути.
Качаются зелёные вершины,
Деревни пробегают и мосты.
Где отдохнуть и где остановиться?
Где пообедать, переночевать?
К кому в дороге можно обратиться,
Если начнёшь ты вдруг заболевать?
Для этого особые есть знаки.
Внимательно в дороге приглядись :
Вот нож и вилка, а вон там палатки.
Настигла ночь – скорей остановись.
Склонилась ель. Под нею табуретка –
Водители с дороги отдохнут.
А вот на фоне белом красный крестик –
Поблизости есть медицинский пункт.
Все ЗНАКИ СЕРВИСА на отдых приглашают,
Заботятся в дороге о тебе.
Тот, кто язык дорог и улиц знает,
Надеюсь, не окажется в беде.
Инспектор пешеходов:
- Молодцы, ребята! Вы действительно знаете язык дорог и улиц. Использует технические средства.
Ставит цели.
Направляет детей.
Инициирует общее обсуждение.
Эмоционально включает в действие, вовлекает детей вслушивание.
Способствует работе детей в командах.
Проявляет уважение к детским ответам.
Активизирует обсуждения.
Задаёт вопросы.
Выражает искреннее восхищение.
Оценивает работу детей и выбирает победителя.
Объясняет задание.
Нацеливает капитанов к высказыванию.
Предоставляет достаточно времени
для изучения.
Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Проявляет уважение к детским ответам.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникшие проблемы.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Устанавливает ограничения пока звучит музыка.
Организует детей и создаёт эмоциональный настрой.
Использует технические средства.
Создаёт условия для игровых упражнений.
Организует детей, создаёт эмоциональный настрой.
Предлагает детям выбрать карточки.
Согласовывает с детьми действия и их последовательность.
Использует наглядные информационные средства.
Стимулирует детей к высказыванию.
Оценивает работу детей и выбирает победителя.
Использует технические средства.
Наблюдает за детьми во время разыгрывания сюжета.
Выражает искреннее восхищение игрой детей.
Выражает признательность.
Вовлекает детей в практическую деятельность.
Оценивает работу детей и выбирает победителя.
Использование технических средств.
Поощряет детей к высказыванию, используя звуковые сигналы.
Оценивает работу детей и выбирает победителя.
Вовлекает героя в проведение физкультурной минутки.
Предлагает детям взять сигнальные карточки.
Объясняет правила игры.
Оценивает работу детей и выбирает победителя.
Использует технические средства.
Показывает заинтересованность.
Выражает признательность.
Поддерживает.
Выражает искреннее восхищение. Дети делятся на две команды «Дорожный знак», «Светофор».
Слушают инспектора.
Активно решают проблемные вопросы.
Выражают собственное суждение.
Делают умозаключения и выводы.
Проявляют сопереживание.
Самостоятельно решают проблему, поставленную задачу.
Выражают собственное суждение.
Делают выбор.
Используют материалы, которые можно применить для выполнения данного задания.
Работают в команде.
Проявляют заботу друг о друге.
Сосредотачивают внимание.
Выбор элементов костюмов
Разыгрывают сценку.
Активно играют.
Практикуются в осуществлении выбора.
Ищут, находят решения.
Выражают собственные мысли.
Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями.
Дают ответ с помощью карточек.
Выражают собственные чувства.
Эмоционально, выразительно рассказывают стихотворение.
Проявляют радость, восторг, восхищение. Имеют положительный и эмоциональный настрой.
Решают проблемные вопросы, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью.
Работают в команде.
Проявляют внимание, мышление, воображение, находчивость, смекалку, догадку, сообразительность.
Имеют представления об опасностях, которые ждут их на улице.
Умеют быстро ответить на проблемный вопрос.
Самостоятельно делают выводы, умозаключения.
Находят нарушителей правил дорожного движения.
Знают различные виды транспортных средств.
Проявляют самостоятельность, ответственность, настойчивость. Преодолевают трудности в координации движения глаз и мелкой моторики рук.
Проявляют находчивость, смекалку, догадку, сообразительность.
Работают в команде.
Имеют представление и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя делать на улице, дороге и в транспорте.
Проявляют личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Имеют положительный
И эмоциональный настрой.
Умеют выразительно читать стихотворение.
Итог • На экране высвечивается общее фото детей
Ведущий:
- Теперь мы уверены, что вы сможете самостоятельно преодолеть путь от дома до школы и обратно.
- И пусть все ваши дороги всегда будут безопасными.
- Предлагаю подвести итоги игры (подсчитывается количество фишек).
Инспектор пешеходов вручает детям «Удостоверение юного пешехода».
Поддерживает детей и даёт слова напутствия.
Инспектор пешеходов вручает «Удостоверение юного пешехода».
Музыкальное сопровождение.
Дети получают призы.
Умеют радоваться успехам товарищей.
Открытость Ведущий:
- На этом наша игра не заканчивается …
Используя «Удостоверение юного пешехода» можно организовывать сюжетно-ролевые игры.
Дети выходят из зала под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» (минусовка).
Вместе весело шагать по дорогам,
По дорогам, по дорогам,
ПДД нам выполнять нужно строго,
Нужно строго, нужно строго.
Безопасную дорожку нужно выбрать вам.
Раз полоска, два полоска, но не радуга.
Вправо, влево посмотрели и пошли вперёд,
Перейти тебе поможет, переход.
Нацеливает детей на дальнейшие действия.
Музыкальное сопровождение.
Выходят из зала.
Чувствуют эмоциональную выразительность музыкально ритма, стараются точно воспроизводить его.