Светлана Жукова
Конспект занятия по ФЭМП «До свидания, осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Жукова Светлана Геннадьевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ №4, дер. Нововолково, Рузского района.
Конспект итогового занятия по формированию целостной картины мира
по теме «Осень» в подготовительной к школе группе.
ДО СВИДАНИЯ, ОСЕНЬ.
Задачи:
1. Обобщать и систематизировать у детей представления об осени, как времени года: осенние периоды, изменения в природе, приметы осени.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „До свидания, осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Осень. Занятия по математике
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
2. Закреплять умения: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в природе, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
3. Закреплять навык образования прилагательного от существительного и наречия.
4. Продолжать развивать память, внимание, воображение, мышление, познавательный интерес через игровые упражнения и игры.
5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материал. Макет системного оператора по технологии ТРИЗ. Картинка, изображающая Осень; картинки, репродукции с изображением ранней, золотой и поздней осени; мяч, корзинка с дарами осени : желуди, рябина, орехи лещины, осенние листья, муляжи (гриб, пирожок, игрушки (цыпленок, гусь, синица, картинки (снег, зима, дождь, осень). Магнитофон, аудиозапись П. И. Чайковского «Осень».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, как здесь красиво, ярко, красочно. Гостья, которая помогла мне украсить нашу группу, к нам пришла не с пустыми руками. А пришла к нам в гости…, вы сейчас узнаете кто, если отгадаете загадку.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Дети: Осень.
Воспитатель: -Поговорим сегодня об осени. А поможет нам наш знакомый системный оператор. Итак, наша гостья – осень. Поместим мы ее в центр нашего волшебного экрана.
Воспитатель пишет слово «осень» (или размещает картинку с осенним видом) в центральный квадрат системного оператора.
Воспитатель: - Ребята, а что такое осень? У нас все время в природе осень или нет?
Дети отвечают.
Воспитатель : - Все верно, осень – это одно из времен года. А сколько в году сезонов, сколько времен года?
Дети отвечают.
Воспитатель - А что длится дольше год или осень? (ответы детей) Конечно, год длиннее осени. Скажите, сколько месяцев длится один год, а сколько месяцев длится осень? (ответы детей)
Воспитатель - Осень является частью года, как и другие времена года. Давайте вспомним, что было до осени и что будет после нее, в будущем.
Дети рассказывают, а воспитатель с помощью ребят заполняет квадраты системного оператора: надсистема: "Времена года", прошлое системы: "Лето", будущее системы:Зима".
Воспитатель: - Давайте мы с вами подойдем и посмотрим, что принесла нам гостья. Здесь лежат картинки с изображением разных периодов осени, но они перепутались. Давайте мы с вами, разложим их по порядку. Найдем сначала картинку, где видим начало осени. Скажите, как называют осень в ее начале? (Ранняя осень) А теперь посмотрим на картинку яркую, полную желтых, оранжевых оттенков, которую выбрал … (имя ребенка). Какая это осень, как ее называют? (Золотая осень) А теперь возьмем картинку, где изображена осень как у нас за окном. Скажите, сейчас на дворе какая осень? (Поздняя осень) Ребята, посмотрите, правильно ли мы расположили картинки? (дети проверяют выполнение задания)
Воспитатель: - Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите мне месяцы осени, а я их запишу.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель записывает названия осенних месяцев в квадрате системного оператора «подсистема».
Воспитатель: - В течение осени погода сильно меняется. А какие осенью бывают осадки?
Дети: Дождь, снег, туман.
Воспитатель: - Ребята, а как мы можем узнать какая будет погода?
Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру, который показывает температуру на улице, по компьютеру.
Воспитатель: - Давайте с вами поиграем. У меня есть мяч,
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Игра «Погода осенью»
• Если идет дождь, погода какая? (дождливая)
• Если дует ветер? (ветреная)
• А когда холодно? (холодная)
• А если на улице пасмурно? (пасмурная)
• А если сыро? (сырая)
• Если хмуро? (хмурая)
• Ну, а если ясно? (ясная)
• Если светит солнце? (солнечная)
После игры дети рассаживаются на стулья.
Воспитатель:- Ребята, давайте вспомним, что происходит с растениями, травами, цветами, деревьями, в начале осени, в середине и в ноябре, последнем осеннем месяце?
Дети поочередно рассказывают. (В сентябре на деревьях начинают желтеть листочки, цветы вянут, желтеет трава, идет моросящий дождь, созревают желуди, орехи, в лесу растут грибы, поспевает клюква.
В середине, в октябре дни все короче, а ночи длинее, солнце светит мало, пасмурно, небо серое, часто идет мелкий холодный дождь, трава высыхает, листьев на деревьях уже мало, облетели, ночью бывают заморозки.
В ноябре деревья стоят почти все голые, только сосны и ели стоят зеленые, небо часто затянуто серыми тучах, идут долгие холодные дожди, дождь со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзает, покрывается снегом.)
Физминутка "Мы – листики осенние" (под аудиозапись)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
( Дети имитируют действия в соответствии с текстом стихотворения:
садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся,
поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Воспитатель:- Как мы знаем, осенью происходят перемены не только в жизни растений, но и в жизни животных. Растения заканчивают свой активный цикл и погружаются в покой, который длится до весны. А что же происходит осенью в жизни животных?
Воспитатель предоставляет слово нескольким детям. (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, мышка. Осенью звери линяют, у них шерсть становится теплее. Лягушки, ящерицы, насекомые прячутся и засыпают.)
Воспитатель:- Ребята, а как меняется поведение птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
Воспитатель:- А почему же они улетают?
Дети отвечают. (Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомые спрятались, и птицам становится нечего есть)
Воспитатель:- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? Остаются же с нами зимовать синицы, вороны, галки, воробьи. (Эти птицы могут питаться не только насекомыми, но и семенами, ягодами, зимой держатся рядом с человеком. А люди их подкармливают, делают для птиц кормушки)
Воспитатель:- Верно. Птицы ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки. Пернатые будут радовать вас своим присутствием и песнями.
Воспитатель: Ребята, осень нам принесла корзиночку-копилочку со своими дарами. Они помогут нам вспомнить приметы и пословицы осеннего времени года.
Мы корзиночку возьмем,
И приметы соберем.
Мы сейчас поиграем. Вы по очереди будете брать осенние дары и вспомните приметы и пословицы, в которых говорится об этих дарах. У вас должны собраться пары. Одна пара – одна пословица, например: вот цыпленок (берет из корзинки игрушку цыпленка, вспоминаем пословицу … (цыплят по осени считают). Значит второй дар – картинка с видом осени.
Проводится дидактическая игра.
Дети по одному берут что-нибудь из корзинки и вспоминают примету или пословицу, связанную с этим даром. После этого ищут себе пару. Если кто-то затрудняется вспомнить пословицу, дети и педагоги помогают.
Пословицы
• Упал с дерева один лист — жди осени.
• Осень идет и дождь за собой ведет.
• Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
• В сентябре синица просит осень в гости.
• Заяц сед, навидался бед.
• Осенью и воробей богат.
• Цыплят по осени считают.
Приметы
• Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
• Много рябины – к холодной и долгой зиме.
• Когда гусь улетает, снег выпадает.
• Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.
Воспитатель : - Хорошо мы осень сегодня привечали, с осенними дарами занятно поиграли. Скажем Осени «спасибо» и попрощаемся с ней до следующего года.
Дети прощаются с Осенью.