маргарита познанская
Взаимодействие педагогов с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
ДЛЯ ВАС ПЕДАГОГИ.
Взаимодействие воспитателя, учителя с родителями.
Воспитатель постоянно опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелирования отрицательных качеств личности дошкольника и мл. школьника.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Публикация «Взаимодействие педагогов с родителями» размещена в разделах
Доверие — главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего, педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях образовательной и другой деятельности в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах дошкольника. Важен диалог между родителя-ми и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Разрешение конфликта между педагогом и родителями.
Профессия педагога по своей сложности стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.
Педагог, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения воспитанников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность педагогу направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания.
Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива. / В. А. Сухомлинский /.
Позиций родителей в конфликте может быть три:
• оборонительная («нет времени — ничего не получается»,
• наступательная («воспитание — дело детского сада, школы»,
• растерянная («помогите!»).
Основная цель общения педагога с родителями состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях педагога, и не в принятии на себя всей тяжести воспитательной коррекции поведения, но в объединении усилий педагога и родителей в деле воспитания ребенка. Разрешение конфликта между педагогом и родителями включает четыре фазы:
1-я фаза общения с родителем — сопротивление его эмоциональному воздействию. Для этого надо быть психологически отстраненным от ситуации, не включаться в нее эмоционально. «Продержаться» надо 10—15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии, либо жаловаться на свою беспомощность. Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстранен-ность, родитель начнет «остывать». В конце концов он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору.
2-я фаза общения с родителем — организация равноправного взаимодействия. Для этого: начинать надо с указания на положительные качества отношение к собеседнику; стремиться к равной позиции с родителем, т. е. воспитание ребенка - совместная работа семьи, детского сада и школы ( 50:50); подчеркивать значимость родителей в воспитании, так как людям нравится ощущать свою значимость; проявлять заботу о благополучии воспитанника, ученика.
3-я фаза общения с родителем - отыскание форм сотрудничества с родителями. Здесь в наибольшей степени пригодятся знания по методике воспитательной работы.
Рекомендации:
- никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;
- отметьте сначала положительные факты его жизни;
- замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;
- если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
- желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
- надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
- щадите самолюбие родителей;
- не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
Алгоритм принятия родителя :
Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.
Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать : осознание мотивов помогает снять раздражение;
На этой основе принять родителя таким, какой он есть.
Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.
Помните:
От взрослых, окружающих ребенка в детстве (родителей, педагогов, во многом будет зависеть, каким человеком он вырастет, как сложатся его отношения с окружающими людьми.