Любовь Зиновьева
Для ребенка сказка — это его жизнь!
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка сказка -это его жизнь! Психиатр и психолог Бруно Беттельхайм утверждает: «Детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности». Сказка вызывает у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычных событий, оказывает сильное эмоциональное воздействие. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха, ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью. Благодаря этому у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которых человек не человек.
Публикация «Для ребенка сказка — это его жизнь!» размещена в разделах
Цель сказочников- «Воспитывать в ребенке человечность-эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою!» (Чуковский К. И.).
Форма общения со сказкой у современных детей изменилась. Общение со СМИ стало для них повседневностью, а рассказчиков сказок-маму или бабушку заменила техника. Однако в последнее время все больше ощущается ностальгия по прошлому.
В. А. Сухомлинский: «Сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается в рассказывании, а высший его этап-инсценирование».
Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном-это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Не всегда в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Поэтому необходимо использовать разные методы и приемы работы со сказкой. Взрослые должны подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв в основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман, автора разработки методов Л. Б. Фесюковой.
Нетрадиционно-это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.
Знакомство со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим содержанием сказки, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
Название сказок :
Нравственное воспитание.
Воспитание добрых чувств.
Развитие мышления и воображения.
Сказка и экология.
Сказка и математика.
Речевая зарядка.
Основные методы работы с детьми.
(Запорожец В. А., Ф. А. Сохин, Л. Е. Журова).
1. Нравственный урок-В чем главный смысл сказки, на что нацелить слушателя, какие моральные установки закладываются в его душу, его сознание. Не зря существует поговорка: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что- плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Главное научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции. Обязательно надо использовать пословицы и поговорки-они помогают творчески решать противоречия.
2. Воспитание добрых чувств. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Герои сказки становятся нам родными и близкими, а они становятся примерами для подражания. «Спеши делать добро» - в этом призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты. Добрый человек порядочный, храбрый, самоотверженный-любит глубоко, сострадает, сочувствует, проявляет щедрость души. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Учить детей сравнивать героев, сопоставлять, доказывать, что это так движением или мимикой. (Докажи, что он лучше всех, как бы ты поступил на его месте, как движением похвалить зайчика и т. д.). Использовать игру: «Что хорошо, что плохо?».
3. Развитие речи. Тексты расширяют словарный запас ребенка, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной речи, логической речи. Главное-воспитание красивой речи: умение задавать вопросы, конструирование слов, словосочетаний и предложений (придумывание однокоренных слов-снег, снежинка, снеговик. (Зимняя сказка, составлять длинное предложение (игра «Гусеница»). Не только научить устно сочинять сказку, но и послать, написать письмо герою (взрослый записывает, затем вместе обсуждают, сочинить телеграмму-мнемотаблицу. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки хорошо использовать поговорки, пословицы, фразеологизмы (разбирая их вместе с малышами и обсуждая их смысл каждой из них, мы помогаем ребенку их запомнить, учим применять их к месту, уяснить внутреннее содержание сказки). Для развития речи необходимо чаще прибегать к методу-придумыванию иных, новых названий сказок, не искажая идеи произведения. («Под грибом», «Домик для зверей». «Зонтик от дождя». «Дружный домик»).
Воспитание чуткости к слову-найти ласковые слова, грустные слова, сказочные, смешное слово (заяц-длинноухий, короткохвостый, длинноногий).
Уметь объяснить этимологию слова-его происхождение (по сусекам, на масле пружен). Использовать игры: «Определи лишнее слово».
4. Развитие мышления и воображения. Воображение очень полезно детей, оно делает его жизнь индивидуально- творческой, неповторимой. Детям предлагается изобрести новую сказку или ее эпизод, придумывание паролей для героя, применение «волшебной палочки» (лев превратился в мышь, колобок стал невидимкой, мышь стала великаном). Объединение двух коротких сказок в одну сказку с новым сюжетом (главную роль здесь играет речь и воображение). Научить детей превращать себя в членов своей семьи, в одушевленные и неодушевленные предметы (папа-Вини Пух, мама-зонтик, ребенок-тучка).
Постановка проблемного вопроса. Вопросы: А если бы лиса не съела Колобка, что бы произошло? В каких сказках встречаются эти звери? («Рукавичка», «Теремок», «Заюшкина избушка»). Всегда ли это плохо?
Сравнение: Кто на кого похож? Чем отличаются? Что общего между этими сказками? Сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же сказки. Узнавание и нахождение иллюстраций к прочитанной сказке.
5. Сказка и математика. Математику рекомендуется максимально связать в сказке с окружающим жизнью, а сказка –это есть жизнь. Многие сказки начинаются с числа («Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Три поросенка»). Вопросы: Чем похожи, чем отличаются? Все ли ложки, миски, кровати, стулья одинакового размера у трех медведей? Знакомство с геометрическими фигурами способствует развитию у детей умению использовать их в шифровке, моделировании сказок (кружки- «Два медведя», треугольники- «Волк и семеро козлят»).
6. Сказка и экология. Через сказку мы даем представление об окружающей нас природе. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям. (семя-росток, бутон, цветок, подарок (Аленький цветок). Все изменяется в природе со сменой времен года (опадает листва-поросята готовятся к зиме-строят жилье; светит солнце, тает снег, ледяная избушка, а у зайца лубяная не растаяла). Ситуация – помочь героям в их беде (спасти как колобка, зайца от лисы). Игра: «А если бы не наступила зима? А если бы пропало солнце? А если бы исчезла река?». Игры: «Хорошо-плохо»; «Вред-польза».
7. Сказка развивает руку. Рисование детьми иллюстраций к сказкам. Сопровождение рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями. Лепка персонажей из доступного материала, изготовление костюмов, масок. Составление коллажей и мнемотаблиц по сказкам. Подбор волшебных атрибутов: связка ключей, метла, колдовская книжка. Самое главное-подбор подходящей музыки к сказке (пение птиц, шум ветра, моря, звуки в замке и т. д.). Использование методов и прием воспитание сказкой на примере сказок : «Колобок» и «Федорино горе».