Наталья Шорохова
Дистанционное обучение в школе в период пандемии коронавируса
▼ Скачать + Заказать документы
Шорохова Наталья Александровна
учитель технологии
МБОУ «Хорошовская средняя школа» Рославльский район Смоленская область
Организация дистанционного обучения
в период пандемии коронавируса
"Дистанционное обучение
не должно увеличивать нагрузку
на обучающихся, педагогов и родителей "
Самая популярная сегодня тема среди учителей, школьников и их родителей - это перевод школы на дистанционное образование и проблемы, с которыми они сталкиваются.
Темочки:
Самое главное препятствие - недостаточная материально-техническая база для таких занятий как у школьников, так и у школ.
Особенно это проявляется в провинции, где школы не оборудованы не только необходимой техникой, но и часто отсутствует нормальное интернет соединение. Многие школьники не имеют компьютеров или средств выхода в интернет. Нет отечественного программного обеспечения.
В таких ситуациях нужны инструкции для слаженных действий. Они обеспечивают оперативность всех уровней управления образованием и координируют действия школ, а, значит, снижают потенциальный ущерб здоровью и благополучию обучающихся и работников школ.
В случае ухудшения эпидемической ситуации следует переходить на дистанционное обучение, при этом готовность должна быть обеспечена заранее: следует учесть скорость интернета, наличие необходимого оборудования и программного обеспечения, организовать обучение педагогов работе с цифровыми сервисами. В учебном заведении должна быть создана электронная информационно-образовательная среда, позволяющая осуществлять синхронное и асинхронное взаимодействие учителя и ученика.
Следует также использовать образовательные онлайн-платформы, которые специально созданы для взаимодействия педагогов и обучающихся. Нужно предпринять все усилия, чтобы не допустить неравенство школьников из-за технических или других ограничений, связанных с переходом на дистанционное обучение.
Родители будут в этой ситуации более требовательны к школе, поскольку опасаются снижения качества образования. В связи с этим необходимо сделать работу педагога "максимально прозрачной, взаимодействие с родителями - оперативным и конструктивным: важно своевременно сообщать родителям о результатах обучения, разъяснять им принципы оценивания и существующие проблемы, имеющиеся у обучающегося".
Чтобы переход на дистанционное обучение - как для всей школы, так и для отдельного класса - прошел быстро, администрации школы следует оценить скорость интернета и уже исходя из этого выбрать, будет ли школьник получать задания от учителя и работать с материалом сам, или же обучение будет проводиться на онлайн-платформе.
Важным моментом является организация соответствующего обучения педагогов, издание приказа о переходе на дистанционное обучение, размещение на сайте школы графика и расписания занятий, проведение с родителям (онлайн или другими доступными средствами) разъяснительной работы, ответить на их вопросы, взять под личный контроль обучающихся с риском учебной неуспешности и социального неблагополучия.
При организации учебного процесса должен быть минимальный уровень взаимодействия обучающегося с педагогом, т. е. - организация самостоятельного обучения обучающегося. В этом случае педагог только пересылает задания и проверяет их.
В этом случае школьник выполняет задания в обычных тетрадях, при необходимости фотографирует и отсылает педагогу сделанное, педагог проверяет, делает пометки, также при необходимости фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа результатов учитель может внести необходимые коррективы в план-конспект последующих уроков, предназначенных для конкретного ученика.
Приемлемый уровень качества преподавания в дистанционном формате может быть достигнут, если педагог использует асинхронный режим обучения и готовые пакетные цифровые решения. В такой модели педагог работает на образовательной платформе и назначает задания, которые проверяются автоматически.
В то же время большая вовлеченность обучающихся в работу достигается при условии, если учитель ведет онлайн-уроки на базе доступных образовательных платформ. В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате "перевернутого класса", когда основной упор на онлайн-занятиях делается на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, новый материал отдается на самостоятельное освоение.
"Технология "перевернутый класс" подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися : настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д. ",
Всеобщее дистанционное обучение – одна из новаций, которую привнесла в нашу жизнь пандемия коронавируса. Школы были вынуждены экстренно переводить свои программы в онлайн-формат, и оказалось, что многие из них к этому не готовы.
В четвертой четверти 2019-2020 учебного года, в период пандемии коронавируса, МБОУ «Хорошовская средняя школа» работала в режиме дистанционного обучения. Эта форма обучения была организована на основании разработанных нормативно-правовых документов, помещенных на школьном сайте. На сайте школы обучающимся, их родителям (законным представителям) обучающихся и педагогам был предложен широкий набор электронных образовательных платформ, бесплатных федеральных и региональных интернет-ресурсов, учебников в цифровом формате, онлайн библиотеки, электронный журнал и инструкции работы с ними. В процессе материалы корректировались, добавлялись.
Обучающиеся поддерживали связь с учителями разными способами: по видеосвязи по скайпу и ватцапу, с помощью электронной почты и социальных сетей (в основном Вконтакте). Основными формами дистанционного обучения школьников явились :
использование образовательных интернет-ресурсов (просмотр на сайтах ранее записанных видеоуроков чужими учителями);
использование ресурсов, созданных учителями школы;
общение с учителем через электронную почту;
использование специализированных порталов дистанционного обучения.
Для организации дополнительного образования и досуга школьников на сайте школы были размещены ссылки на музеи, театры, детское радио и журналы, спортивные организации. Дети могли совершить онлайн туры по российским городам, музеям и выставкам, принять участие в конкурсах.
Таким образом, процесс обучения продолжался, не выходя из дома: своевременно, удобно, безопасно, с выполнением учебной программы.
В первый момент у детей восторг, ведь не нужно ходить в школу, достаточно просто появиться в интернете, пройти небольшую авторизацию, и ты посетил занятие. Но, восторг быстро исчезает – вроде дома, как на каникулах, в тренировочном костюме и футболке, и в то же время вроде в школе, потому что надо учиться, своевременно сдавать домашние задания и быть оцененным. А это вносит неорганизованность и тревогу в жизнь школьников, стресс и напряжение - в жизнь родителей, им теперь приходится постоянно контролировать своих детей, выполнять домашнее задание вместе с ребенком, особенно если он учится в начальной школе, внимательно следить, чтобы он не просто сидел в планшете, а действительно учил уроки, выполнял задания.
Учителя работали в 3-4 раза больше обычного, потому что столкнулись с гигантской нагрузкой, неорганизованностью учеников, с их беспорядочным режимом дня, непониманием многих и агрессией отдельных родителей. Одни готовы принять дистанционное обучение, умеют организовать свою работу и работу детей в этой форме, другие категорически ее не приемлют, и учиться не хотят (кто-то в силу своих убеждений, кто-то в силу возраста). Первые признают, что дистанционная система обучения действительно дает возможность для саморазвития обучающегося, помогает оценить собственные возможности и навыки, мобилизовать познания материала, а вторые опровергают это.
Дистанционная форма обучения больше подходит для среднего и старшего звена, т. к. младших школьников родителям все равно приходится контролировать и помогать им, потому что они еще не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием.
Положительные стороны дистанционного обучения :
дистанционно можно обучаться везде, где есть интернет;
ребенок учится самообразовываться и при дистанционном обучении большую часть материала усваивает самостоятельно, что исключает репетиторство;
время и темп занятий ребенок выбирает сам, если не зависим от общего расписания, поэтому может учиться по индивидуальному плану;
возможность прогулять урок сведена к минимуму;
есть возможность обучаться во время болезни;
любой учебный материал (онлайн учебники, дополнительный материал) доступен в электронном виде, можно выбрать более подходящий, понятный, доступный для усвоения;
застенчивые, стеснительные дети, ученики, испытывающие комплексы при публичных выступлениях, ведут себя при дистанционном обучении более раскрепощено, менее тревожно;
отсутствуют лишние мероприятия – школьные линейки, дежурства, классные часы.
у ребенка появляется больше свободного времени при правильной расстановке действий и сил;
совместное участие в учебном процессе детей и родителей.
Минусы дистанционного обучения :
снижается способность к анализу, снижает концентрацию на информации, снижает коэффициент усвоения знаний, следовательно, падает уровень успеваемости, ребенок не способен анализировать, и, как последствие, у него снижается успешность в карьере и жизни, он становится податливым к манипуляциям и влиянию;
неумение учителя разбираться в цифровых технологиях, и способность научить пользоваться ими детей и родителей, причем в короткий срок, без инструкций;
отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение;
учителю приходится разрабатывать новые формы контроля и способы мотивации тех учеников, которые решили, что при дистанционном обучении вообще можно не учиться. А такие есть всегда, и есть семьи, в которых за учебой ребенка контроль изначально не присутствовал;
отсутствие границы между свободным и рабочим временем учителя, и всех сотрудников школы, кто работает удаленно. Поэтому из-за колоссальных перегрузок высокая утомляемость;
зависимость учителя и ученика от технических средств. Трудно планировать, разрабатывать эффективные стратегии онлайн обучения, сохранять хладнокровие, когда западает техническая сторона вопроса: не каждый ребенок может выйти на урок, потому что другой член семьи занял компьютер, пропал интернет, сел телефон, не грузится материал, перегружен сервер, отключили свет, и т. д. ;
обучаясь удаленно, ученик лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования. Например, процесс конспектирования тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает;
ввиду недостаточного опыта дистанционного обучения много времени приходится тратить на техническую организацию урока. На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе;
нет гарантии самостоятельного выполнения учебных заданий и задач.
Дистанционное обучение не дало возможности расслабиться ни учителям, ни детям, ни их родителям. Факт перехода обучения в дистанционную форму показал, что современные технологии позволяют перевести в удаленный формат почти все этапы учебного процесса, отдельные темы из курсов учебного плана, на которых происходит закрепление, обобщение, повторение изученного материала, и факультативные курсы. Но к этому должны быть хорошо подготовлены все участники образовательного процесса и техническая система обеспечения такой формы обучения.