Сидоренко Карина
Дистанционное обучение в период самоизоляции для «особенных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дистанционное обучение в период самоизоляции для «особенных детей».
С 30 марта 2020 года в Петербурге введен режим полной самоизоляции, все школьники перешли на дистанционное обучение.
Искренне сопереживаю "Коррекционникам". В такой сложной и нужной деятельности очень важен индивидуальный подход, восприятие детей в живую, а какое восприятие возможно дистанционно или через монитор? Ведь им остаётся надеяться на активную помощь родителей.
В каждой школе существует специфическая группа учащихся:
Публикация «Дистанционное обучение в период самоизоляции для „особенных детей“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2020
- дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу - это дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения. Эти дети требуют индивидуального подхода к себе в процессе обучения. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов и выступает система надомного, а в настоящее время дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) подразумевает в своей основе взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты, то есть цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, и конечно же, реализуемые посредством применения специфичных средств интернет-технологий.
На мой взгляд, это одно из эффективных средств организации образования детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому. Дистанционное обучение дает таким детям шанс получить полноценное образование. Ученики могут заниматься в более гибком режиме и удобном именно для них темпе, при этом сохраняя возможность прямого общения со своим преподавателем.
Основой образовательного процесса при таком обучении является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения – это, конечно же, компьютер, принтер, сканер, микрофон и т. д.
Кто следит за моими публикациями, знает, что в нашей семье также растет и воспитывается ребенок-инвалид Елизавета, которой сейчас 10-ть лет и она тоже является школьницей.
Ни кому, ни секрет, что детям с ограниченными возможностями сложнее усваивают учебную программу, для их обучения требуется специальный подход, терпение как со стороны обучаемого, так и со стороны учителя.
В коррекционных школах для них созданы специальные учебные места, учителя имеют специальное образование, обладают специальными педагогическими навыками. В домашних же условиях без помощи педагогов дать им полноценное образование не возможно (если родители не имеют специальных педагогических познаний).
Нашей Елизавете в этом плане крупно повезло. Во-первых, у нее прекрасные педагоги в школе - это классный руководитель Упатова Юлия Александровна и воспитатель Корюшкина Дина Вафаевна, настоящие «профи» своего дела, да и просто замечательные, добрые, отзывчивые и, в тоже время, требовательные педагоги. Во-вторых, она растет и общается в семье с обычными ребятами (нами- ее семьей, являющимися для нее постоянным примером для жизни в обществе. Она также рисует, играет, а в игровой форме, как известно, все легче воспринимается.
Ни смотря на то, что сегодняшняя ситуация в стране не из лучших, нам приходится находиться на самоизоляции, но и из этого можно извлечь приятные моменты – мы можем чаще быть вместе, играть, общаться. Благо, для этого в нашей семье достаточно много различных игр, книг, игрушек и т. д. Мы можем сначала погонять на гоночном треке, затем почитать сказки или интересные рассказы, посмотреть мультфильмы, а также поиграть в дочки- матери, приготовить для кукол обед почти на настоящей плите, постирать им одежду в почти настоящей стиральной машине, сервировать стол и т. д. Учитывая, что основным видом деятельности детей младшего школьного возраста является игровая, я убеждена в том, что наши совместные игры стимулирует и повышает интерес к учебе, помогают Елизавете адаптироваться в обществе обычных людей, быть социальной и постоянно развиваться.
Елизавете, как и всем ученикам в период самоизоляции приходится продолжать учиться дистанционно. Ей еженедельно направляется программа занятий на неделю, с указанием тем и предлагаются различные тематические пособия, презентации и другой видовой материал, помогающий усвоению учебной программы.
Как я уже говорила выше, всю программу обучения с Елизаветой стараемся построить в игровой форме. Так например, изучение темы по сервировке стола проходит с использованием мебели и посуды для кукол, а также настоящих и пластиковых (игровых) фруктов и овощей. Она с удовольствием показывает, как кушает кукла, какие овощи и фрукты она больше любит, наливает ей чай и сок в кружечки, а затем крепко обнимает свою воспитанницу, показывая свои чувства к ней.
Тему по изучению форм и цветов Елизавета также изучала в игровой форме. Здесь пошли в ход не только настоящие фрукты и овощи, но и раскраски, карандаши, краски. Особенно ей понравилась пальчиковая техника раскраски. Несмотря на ее серьезный вид во время занятий, все было весело и интересно.
Особенно весело прошло занятие по развитию мелкой моторики (Тема: ОРУ. Коррекция мелкой моторики), где Елизавета по примеру настоящего яблока самостоятельно слепила из пластилина красное яблочко, гордо демонстрируя свое произведение искусств.
Тема: Катание колбасок из пластилина “Бананы”, “Морковка”
Тема: Изучаем цвета.
Тема: Вода. Свойство воды.
Тема: Упражнения с природным материалом (пересыпание из одного сосуда в другой)
Тема : ОРУ. Коррекция внимания, Игровые упражнения на “Найди такую же картинку”, “Запомни узор”.
Тема: Конструирование больших и маленьких пирамидок.
Тема: Упражнения на понимание слов, обозначающих мебель.
Упражнения на понимание слов, обозначающих посуду, мебель.
Узнавание (различение) предметов мебели - кровать, полка. Назначение данной мебели
Тема: Игровые ситуации, отражающие отношение в семье (любовь, внимание)
Тема : Что больше.
Тема: Изучаем части тела человека (почти как я).
При обучении детей с особенностями развития необходимо, в первую очередь, развить в них непроизвольное внимание. Ребенка привлекает все яркое, необычное, новое. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта, а сам процесс участие помогает закрепить этот результат.
В нашем случае дистанционное обучение – именно тот путь, который позволяет каждому ребенку получать необходимое образование, однако очень трудоемкий процесс и ни все семьи могут его правильно организовать, как в силу своего образования или же по другим критериям.
Опыт показывает, что потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату. Включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как члена общества, способствует формированию у него правильного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникабельности и формированию «жизненной компетентности».