Козырева Ольга
Дисциплина как важная составляющая гармоничного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дисциплина как важная составляющая гармоничного развития детей
Подготовила педагог- психолог Козырева О. А.
«Дисциплина»- определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимися в обществе нормам права и морали или требованиям какой- либо организации»- философский энциклопедический словарь.
Публикация «Дисциплина как важная составляющая гармоничного развития детей» размещена в разделах
Дисциплина оказывает огромное влияние на развитие детей, это- система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.
Налаженная дисциплина в группе ДОУ делает жизнь детей понятнее, безопаснее, кроме того она помогает достигнуть поставленных образовательных и воспитательных целей.
Заниматься развитием дисциплины у детей следует с того момента, когда ребенок научится говорить, обозначать свои потребности и желания и понимать, что хочет от него взрослый. Поэтому «привитием» дисциплины целесообразно заниматься с трех лет.
После трех летнего возраста взрослыми осуществляется постоянный контроль, средства которого различны в зависимости от возраста детей. Для детей 3-5 лет средства контроля дисциплины основываются на изменении ситуации вокруг ребенка, переключении его внимания, организации деятельности. С детьми старшего возраста- обсуждение поведения с объяснением положительных и отрицательных моментов.
Важными составляющими развития дисциплины у детей являются- семейные взаимоотношения и индивидуальные особенности ребенка.
Наличие неврологических нарушений просто не позволит ребенку понимать и выполнять необходимые для формирования дисциплины действия.
Уважительное отношение членов семьи друг к другу, терпеливость, а также системность и последовательность в воспитании ребенка, адекватность требований к нему- важные аспекты формирования дисциплины. Родители для своего ребенка являются примером во всем, поэтому нарушение ими «дисциплины» не способствует ее появлению у ребенка.
Для формирования дисциплины в группах детского сада необходимо: создание правил. При постановке правил учитываются следующие принципы:
Правила должны быть четкими и соответствовать уровню развития ребенка
Желательно избегать «не».
Правило должно быть небольшим
Требования и запреты должны сообщаться мягким, доброжелательным тоном
Если правило запрещает, что-то, то должна предлагаться инициатива
Правила необходимо постоянно повторять, чтобы они не забывались
При нарушении правил обязательно обсуждать с детьми к чему это привело.
«Плохое» поведение детей может быть обусловлено несколькими причинами- семейными взаимоотношениями, индивидуальными особенностями ребенка, не пониманием как их поведение и действия влияют на других.
Для развития дисциплины у каждого ребенка необходимо не только пользоваться правилами, но и придерживаться следующих важных моментов.
1. Систематически обсуждать последствия поступков ребенка для других, предлагать игры на развитие эмоциональной сферы.
2. Использовать игры на сплочение коллектива.
3. Обращать внимание и поддерживать появление и проявление положительных качеств у детей.
Игры на освоение правил
1 Для избежание лишних споров лучше использовать «голосование». Число голосов необходимо записывать или как- либо отмечать, подсчитывая вместе с ребятами.
2 «Прошепчи ответ». Педагог задает вопрос и просит подумать детей над ответом, кто знает ответ, поднимает руку с оттопыренным большим пальцем. Педагог считает до трех, на счет три дети должны прошептать ответ.
3 «Тихие и громкие голоса». Педагог объясняет, что мы везде говорим разными голосами, на улице- громким, когда просыпаемся- тихим и тд. Педагог спрашивает у детей, каким голосом нужно говорить в группе и почему. Педагог показывает детям красивый пакет и говорит, что когда все приходят в группы, свой громкий голос складывают в пакет.
4 «О хорошем расскажи». Дети собираются в круг и по очереди рассказывают, что хорошего и интересного произошло у них за день.
Игры на сплочение и умение взаимодействовать
1 «Волшебный стул»
На стул в середине круга садится ребенок, а все окружающего его участники говорят ему приятные вещи, комплименты.
2 «Волны»
Педагог объясняет детям, что в море бывают волны большие и маленькие, они ласково омывают тех, кто плавает в море. Выбираются купающиеся, они находятся в центре, все остальные двигаются вокруг них, ласково журчат.
3 «Волшебная нить»
Дети сидят в кругу, передают клубок ниток, каждый берется за нитку и говорит, что чувствует или хочет для себя, может пожелать другим. Когда клубок вернется ведущему, дети натягивают нить и представляют себя одним целым.
4 «Камушек в ботинке»
Педагог собирает детей в круг и просит представить, что каждому в ботинок попал камушек. Возможно, он маленький и не заметен сразу, но через какое- то время маленький камушек может восприниматься как большой, неудобный, который может оставить ранку на ноге.
Поэтому очень важно о любой проблеме говорить сразу и не ждать, когда она сама пройдет. Можно подойти и сказать, что у вас камушек в ботинке, который вам мешает, педагог поддержит и о сложной проблеме будет легко говорить.
Игры на развитие эмоциональной сферы
1 «Передай по кругу»
Дети стоят в кругу, педагог передает что- то необычное- «Пушинку», «Льдинку», «горячий уголек».
2 «Кто я»
Педагог вызывает детей по одному и тихонько говорит, какое животное надо изобразить, обязательное условие – у животных разное настроение.
3 «Обезьянки»
Дети делятся на две команды- обезьянки и зеркала.
Обезьянки делают разные движения, а зеркала повторяют. Затем дети меняются.