Приложение МААМ

Организация СОД взрослого и детей разновозрастной группы «Дикие птицы нашего края»

Магомедова Басират Ризвановна
Организация СОД взрослого и детей разновозрастной группы «Дикие птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ДИКИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

СОДЕРЖАНИЕ

№ Раздел Стр.

I. Пояснительная записка 3

II. Конспект специально организованной совместной образователь-ной деятельности взрослого и детей : 5

1) организационно-методическая информация; 5

Публикация «Организация СОД взрослого и детей разновозрастной группы „Дикие птицы нашего края“» размещена в разделах

2) примерный ход специально организованной совместной образо-вательной деятельности взрослого и детей; 11

3) дальнейшая разработка темы; 15

III. Список литературы 16

IV Приложение 17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ука-зывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.

Одним из видов деятельности реализации задач данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

1) познавательных занятиях;

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей

Основными формами организации познавательной деятельности детей в Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.

Работа с детьми в этой форме исключает специально организованные за-нятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем. Он вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, показывая собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя се ход изнутри, как партнер.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Занятие по познавательному развитию на тему «Дикие птицы» проходило в старшей и подготовительной группе.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация Содержание Примечание

1. Тема

образовательной

деятельности Творческое название «Дикие птицы нашего края»

2. Доминирующая

образовательная

область Познавательное развитие

2. Доминирующий вид

деятельности детей Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

-Игровая деятельность - Дидактические игры: дидактическая игра «Скажи, какой, какая» ди-дактическая игра, «Слова – действия», дидак-тическая игра «Кто, чем питается?», дидакти-ческая игра с предметом «Какое у кого?», со-здание мотивационного настроя на взаимодей-ствие.

Двигательная- Подвижная игра подвижная иг-ра «Скачет шустрая синица»

-Познавательно-исследовательская -систематизация знаний детей о птицах, систе-ма заданий, преимущественно игрового харак-тера, обеспечивающая становление системы (умение сравнивать, классифицировать, систе-матизировать по признаку)

-Коммуникативная - общение воспитателя и детей на иллюстративном материале, рефлек-сия своей деятельности

- Восприятие художественной литературы от-гадывание загадок-описаний о птицах

-Игровая деятельность - Дидактические игры: дидактическая игра «Скажи, какой, какая» ди-дактическая игра, «Слова – действия», дидак-тическая игра «Кто, чем питается?», дидакти-ческая игра с предметом «Какое у кого?», со-здание мотивационного настроя на взаимодей-ствие.

Двигательная- Подвижная игра подвижная иг-ра «Скачет шустрая синица»

-Познавательно-исследовательская -систематизация знаний детей о птицах, систе-ма заданий, преимущественно игрового харак-тера, обеспечивающая становление системы (умение сравнивать, классифицировать, систе-матизировать по признаку)

-Коммуникативная - общение воспитателя и детей на иллюстративном материале, рефлек-сия своей деятельности

- Восприятие художественной литературы от-гадывание загадок-описаний о птицах

3 Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1 Общепедагогические методы и приемы

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Методы формирования сознания: разъяснение, беседа, рассказ, пример

Беседа, основанная на знаниях детей о диких птицах; рассказ воспитателя

Беседа, основанная на знаниях детей о диких птицах; рассказ воспитателя

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек)

Упражнение- система заданий, игрового характера, обеспечивающая становление системы знаний, приучение- разъяснение

упражнение- система заданий, игрового харак-тера, обеспечивающая становление системы знаний, приучение- разъяснение

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; соревнование; проблем-ные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха; дедукция, индукция, аналогии, вы-бор

Игровая ситуация

– Письмо из леса с загадочными словами.

Текст письма: «Здравствуйте ребята! Сможете ли вы отгадать мои загадки? Из названий каких птиц получились эти слова: синклёст, иволдят, стрикушка, кукуница.»

Ответы детей : Синклёст – синица, клёст; иволдят – иволга, дятел; стрикушка – стриж, кукушка; кукуница – кукушка, синица.

Игровая ситуация

– Письмо из леса с загадочными словами.

Текст письма: «Здравствуйте ребята! Сможете ли вы отгадать мои загадки? Из названий каких птиц получились эти слова: синклёст, иволдят, стрикушка, кукуница.»

Ответы детей : Синклёст – синица, клёст; иволдят – иволга, дятел; стрикушка – стриж, кукушка; кукуница – кукушка, синица.

3.2 Методы и приемы, характерные для спе-цифических видов деятельности

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Наглядные методы

Демонстрация иллюстраций птиц

Показ способа действия – работа с алгоритмом составления загадок-описаний о птицах.

Загадки-описания о птицах

Кто это? Это птица. Она маленькая. Туловище покрыто перьями чёрного цвета, а грудка - жёлтыми. Она поёт «тень-тень». Кушает: зёр-нышки, мелких насекомых. Живет в лесу ле-том, а зимой – в городе.

Кто это? Это птица. Она небольшая. Зимой улетает на юг. Ест гусениц. Живет в лесу. Птенцов подкидывает в чужие гнёзда.

Кто это? Это птица. Среднего размера. У него мощный клюв, с помощью которого он долбит деревья. На голове – красная шапочка. Живет в лесу. Его называют санитаром леса. Питается насекомыми, спрятавшимися под корой дере-вьев. Демонстрация иллюстраций птиц

Показ способа действия – работа с алгоритмом составления загадок-описаний о птицах.

Загадки-описания о птицах

Кто это? Это птица. Она маленькая. Туловище покрыто перьями чёрного цвета, а грудка - жёлтыми. Она поёт «тень-тень». Кушает: зёр-нышки, мелких насекомых. Живет в лесу ле-том, а зимой – в городе.

Кто это? Это птица. Она небольшая. Зимой улетает на юг. Ест гусениц. Живет в лесу. Птенцов подкидывает в чужие гнёзда.

Кто это? Это птица. Среднего размера. У него мощный клюв, с помощью которого он долбит деревья. На голове – красная шапочка. Живет в лесу. Его называют санитаром леса. Питается насекомыми, спрятавшимися под корой дере-вьев.

Словесные методы

Беседа о диких и хищных птицах.

Вопросы для беседы:

1. Как называются эти птицы?

2. Почему их называют дикими?

3. Какие птицы живут в лесах нашей местно-сти?

Беседа о диких и хищных птицах.

Вопросы для беседы:

1. Как называются эти птицы?

2. Почему их называют дикими?

3. Каких птиц называют хищными?

3. Какие птицы живут в лесах нашей местно-сти?

Практические методы

Подвижная игра «Скачет шустрая синица».

Цель: развивать у детей речь с движениями

Содержание: дети воспроизводят способы пе-редвижения синицы.

Подвижная игра «Скачет шустрая синица».

Цель: развивать у детей речь с движениями

Содержание: дети воспроизводят способы пе-редвижения синицы.

4. Интеграция образовательных областей

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Социально-коммуникативное развитие- взаимодействие со сверстниками и педагогом

Речевое развитие- развитие диалогической речи, обога-щение словарного запаса

Физическое развитие- выполнение упражнений направ-ленных на развитие координации и на релаксацию

Социально-коммуникативное развитие- взаимодействие со сверстниками и педагогом

Речевое развитие- развитие диалогической речи, обогащение словарного запаса

Физическое развитие- выполнение упражнений, направлен-ных на развитие координации и на релаксацию

4. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

5. Цель

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Развитие интереса к окружающему миру через знакомство с лесными птицами Развитие познавательной мотивации в про-цессе расширения знаний о лесных птицах

6. Задачи

Планируемые результаты

Старшая подгруппа

6.1 Формировать у детей представления о внешнем виде птиц; у детей умения классифицировать, сравнивать, обобщать; у детей представления о характерных повадках птиц. у детей умение слушать друг друга

-рассказывает о жизни птиц зимой ;

-ребёнок определяет по описанию, о какой птице идёт речь;

6.2 Развивать у детей умения отвечать на вопросы осмыслен-но, полным предложением; у детей представление о сезон-ных изменениях в жизни птиц;

проявляет устойчивый интерес к различным видам дет-ской деятельности: изобразительной деятельности, игре;

- умеет делиться с педагогом и другими детьми разнооб-разными впечатлениями;

-игровое взаимодействие сопровождает речью;

-умеет делать выводы и простые умозаключения.

6.3 Воспитывать, совершенствовать, расширять, уточнять у детей гуманное отношение к птицам;

ценностное отношение к животным родного края;

имеет знания о неживой природе и ее связи с живой природы.

-первоначальные навыки восприятия классической музы-ки;

-выполняет движения, соответствующие характеру музыки;

– проявляет эстетические чувства, эмоции, вкус, эстетиче-ское восприятие.

Подготовительная подгруппа

6.1 Формировать у детей представления о внешнем виде птиц; у детей умения классифицировать, сравнивать, обобщать; у детей представления о характерных повадках птиц. у детей умение слушать друг друга

-рассказывает о жизни птиц зимой.

-ребёнок определяет по описанию, о каком животном идёт речь;

6.2 Развивать у детей умения отвечать на вопросы осмыслен-но, полным предложением; у детей представление о сезон-ных изменениях в жизни птиц;

проявляет устойчивый интерес к различным видам дет-ской деятельности: изобразительной деятельности, игре;

- умеет делиться с педагогом и другими детьми разнооб-разными впечатлениями;

-игровое взаимодействие сопровождает речью;

-умеет делать выводы и простые умозаключения.

6.3 Воспитывать, совершенствовать, расширять, уточнять у детей гуманное отношение к птицам;

ценностное отношение к животным родного края;

имеет знания о неживой природе и ее связи с живой природы.

-первоначальные навыки восприятия классической музы-ки;

-выполняет движения, соответствующие характеру музыки;

– проявляет эстетические чувства, эмоции, вкус, эстетиче-ское восприятие.

7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

- Построение диалогической речи

Способы преодоления

- Более конкретные вопросы педагога

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

1. Стимульный материал:

– письмо из леса,

– приглашение к участию (устное).

2. Материалы для деятельности детей.

Материалы для представления заданий и результатов дея-тельности:

– маршрутный лист,

– магнитная доска для иллюстраций,

– дидактические игры (разрезные картинки,

– набор картинок для классификации.

Материальные средства для деятельности детей :

– иллюстрированный материал (предметные и сюжетные картинки)

– спортивный инвентарь (мяч).

3. Дидактический материал:

– серия картинок «Жизнь птиц».

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :

– магнитная доска,

– магнитофон.

1. Стимульный материал:

– письмо из леса,

– приглашение к участию (устное).

2. Материалы для деятельности детей.

Материалы для представления заданий и результатов дея-тельности:

– маршрутный лист,

– магнитная доска для иллюстраций,

– дидактические игры (разрезные картинки,

– набор картинок для классификации.

Материальные средства для деятельности детей :

– иллюстрированный материал (предметные и сюжетные картинки)

– спортивный инвентарь (мяч).

3. Дидактический материал:

– серия картинок «Жизнь птиц».

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :

– магнитная доска,

– магнитофон.

9. Подготовка в режимные моменты к образовательной деятельности на занятии

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций птиц, диких и хищных.

2. Чтение художественной литературы о природе,

Рассказы: К. Д. Ушинский «Птицы», Л. Н. Толстой «Воробей на часах», Г. Скребицкий «Появились синички»,

-М. Горький «Ворбьишко», В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Синичкина кладовая»

-Г. Скребицкий «На лесной полянке»

3. Чтение сказок о животных,

Сказки: «Гуси-лебеди», «Дикие лебеди».

4. Отгадывание загадок

5. Рисование лесных обитателей,

6. Беседы о правилах поведения на природе.

7. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается?».

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

№ Этап Содержание Примечание

I. Вводная часть

1.1 Введение в тему

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

– Письмо из леса с загадочными словами.

Текст письма: «Здравствуйте ребята! Сможете ли вы отгадать мои загадки? Угадайте, названия каких птиц спрятались в словах : синклёст, иволдят, стрикушка, кукуница.»

Ответы детей : Синклёст – синица, клёст; иволдят – иволга, дятел; стрикушка – стриж, кукушка; кукуница – кукушка, си-ница.

Вводная беседа (ак-туализирующая имеющийся опыт детей).

Картинки с загадоч-ными птицами.

1.2 Мотивация деятельности детей

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Узнать, что это за птицы Внимательно слу-шают, отгадывают названия птиц.

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Научиться определять лесных птиц Узнать, почему эти птицы живут в лесу

II. Основная часть:

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Отгадывание загадок о птицах

Рассказ о внешнем виде и поведении птицы

Составление загадки-описания о птицах. Отгадывание загадок о птицах

Придумывание название птице по рисунку-загадке

2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Определение птиц на нарисованных ранее рисунках

Определение ошибок в изображении птицы Определение птиц по деталям внешности, среде обитания

Рассказ о птице : внешний вид, повадки, среда обитания

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Составление целостного образа лесной птицы с помощью картинок : птица, гнездо, где находится, чем питается

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей

Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

Дети высказываются о том, что нового они узнали, чему научились.

Рефлексия деятельности: «Что нового узнали?», «Кого мы изображали?», «Во что играли?», «Что больше всего понрави-лось?».

вербальная оценка результатов выпол-нения заданий: по-хвала, наведение на правильный ответ;

взаимоконтроль: ребенок сравнивает свою работу с рабо-той других детей;

самопроверка с помощью нормиру-ющих средств: срав-нение с образцом;

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

№ Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия Содержание Примечание

I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Указывается мероприятие (экс-курсия, выставка и т. д., вид дея-тельности (чтение, художе-ственно-творческая и т. п.) Организация выставки детских работ

Составление с детьми «Красной книги с птицами края В детском саду

II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1 Ребенок сам

2.2 Ребенок с участием педагога Рисование птиц кляксами

«Слепим из пластилина птичку» В детском саду

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и со-циальной действительностью / Н. В. Алёшина. - М. : ЦГЛ, 2009. - 58с.

2. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2011. - 123 с.

3. Формирование знаний и представлений о диких и домашних жи-вотных у детей старшего возраста (старший дошкольный возраст) Электрон-ный ресурс

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края»Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края» Никитина Светлана Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка»,.

Дидактическая игра «Дикие животные нашего края»Дидактическая игра «Дикие животные нашего края» Цель. Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Задачи. -Способствовать расширению знаний.

Дидактическая игра на прищепках «Птицы нашего края»Дидактическая игра на прищепках «Птицы нашего края» Дидактическая игра на прищепках «Птицы нашего края». Цель: в игровой форме закрепить представления детей о зимующих и перелётных птицах.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Птицы нашего края»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Птицы нашего края» Цель: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении.

Конспект НОД для старшей группы «Птицы нашего края» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель:уточнить представление детей о птицах нашего края,упражнять в умение классифицировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация СОД взрослого и детей разновозрастной группы «Дикие птицы нашего края»
Опубликовано: 15 октября 2024 в 13:33
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация СОД взрослого и детей разновозрастной группы «Дикие птицы нашего края»» (включая файлы) размещена пользователем Магомедова Басират Ризвановна (УИ 3146923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД