Магомедова Басират Ризвановна
Организация СОД взрослого и детей разновозрастной группы «Дикие птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ДИКИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка 3
II. Конспект специально организованной совместной образователь-ной деятельности взрослого и детей : 5
1) организационно-методическая информация; 5
Публикация «Организация СОД взрослого и детей разновозрастной группы „Дикие птицы нашего края“» размещена в разделах
2) примерный ход специально организованной совместной образо-вательной деятельности взрослого и детей; 11
3) дальнейшая разработка темы; 15
III. Список литературы 16
IV Приложение 17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ука-зывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.
Одним из видов деятельности реализации задач данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:
1) познавательных занятиях;
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей
Основными формами организации познавательной деятельности детей в Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.
Работа с детьми в этой форме исключает специально организованные за-нятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем. Он вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, показывая собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя се ход изнутри, как партнер.
Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.
Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.
Занятие по познавательному развитию на тему «Дикие птицы» проходило в старшей и подготовительной группе.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема
образовательной
деятельности Творческое название «Дикие птицы нашего края»
2. Доминирующая
образовательная
область Познавательное развитие
2. Доминирующий вид
деятельности детей Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
-Игровая деятельность - Дидактические игры: дидактическая игра «Скажи, какой, какая» ди-дактическая игра, «Слова – действия», дидак-тическая игра «Кто, чем питается?», дидакти-ческая игра с предметом «Какое у кого?», со-здание мотивационного настроя на взаимодей-ствие.
Двигательная- Подвижная игра подвижная иг-ра «Скачет шустрая синица»
-Познавательно-исследовательская -систематизация знаний детей о птицах, систе-ма заданий, преимущественно игрового харак-тера, обеспечивающая становление системы (умение сравнивать, классифицировать, систе-матизировать по признаку)
-Коммуникативная - общение воспитателя и детей на иллюстративном материале, рефлек-сия своей деятельности
- Восприятие художественной литературы от-гадывание загадок-описаний о птицах
-Игровая деятельность - Дидактические игры: дидактическая игра «Скажи, какой, какая» ди-дактическая игра, «Слова – действия», дидак-тическая игра «Кто, чем питается?», дидакти-ческая игра с предметом «Какое у кого?», со-здание мотивационного настроя на взаимодей-ствие.
Двигательная- Подвижная игра подвижная иг-ра «Скачет шустрая синица»
-Познавательно-исследовательская -систематизация знаний детей о птицах, систе-ма заданий, преимущественно игрового харак-тера, обеспечивающая становление системы (умение сравнивать, классифицировать, систе-матизировать по признаку)
-Коммуникативная - общение воспитателя и детей на иллюстративном материале, рефлек-сия своей деятельности
- Восприятие художественной литературы от-гадывание загадок-описаний о птицах
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
3.1 Общепедагогические методы и приемы
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Методы формирования сознания: разъяснение, беседа, рассказ, пример
Беседа, основанная на знаниях детей о диких птицах; рассказ воспитателя
Беседа, основанная на знаниях детей о диких птицах; рассказ воспитателя
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек)
Упражнение- система заданий, игрового характера, обеспечивающая становление системы знаний, приучение- разъяснение
упражнение- система заданий, игрового харак-тера, обеспечивающая становление системы знаний, приучение- разъяснение
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; соревнование; проблем-ные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха; дедукция, индукция, аналогии, вы-бор
Игровая ситуация
– Письмо из леса с загадочными словами.
Текст письма: «Здравствуйте ребята! Сможете ли вы отгадать мои загадки? Из названий каких птиц получились эти слова: синклёст, иволдят, стрикушка, кукуница.»
Ответы детей : Синклёст – синица, клёст; иволдят – иволга, дятел; стрикушка – стриж, кукушка; кукуница – кукушка, синица.
Игровая ситуация
– Письмо из леса с загадочными словами.
Текст письма: «Здравствуйте ребята! Сможете ли вы отгадать мои загадки? Из названий каких птиц получились эти слова: синклёст, иволдят, стрикушка, кукуница.»
Ответы детей : Синклёст – синица, клёст; иволдят – иволга, дятел; стрикушка – стриж, кукушка; кукуница – кукушка, синица.
3.2 Методы и приемы, характерные для спе-цифических видов деятельности
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Наглядные методы
Демонстрация иллюстраций птиц
Показ способа действия – работа с алгоритмом составления загадок-описаний о птицах.
Загадки-описания о птицах
Кто это? Это птица. Она маленькая. Туловище покрыто перьями чёрного цвета, а грудка - жёлтыми. Она поёт «тень-тень». Кушает: зёр-нышки, мелких насекомых. Живет в лесу ле-том, а зимой – в городе.
Кто это? Это птица. Она небольшая. Зимой улетает на юг. Ест гусениц. Живет в лесу. Птенцов подкидывает в чужие гнёзда.
Кто это? Это птица. Среднего размера. У него мощный клюв, с помощью которого он долбит деревья. На голове – красная шапочка. Живет в лесу. Его называют санитаром леса. Питается насекомыми, спрятавшимися под корой дере-вьев. Демонстрация иллюстраций птиц
Показ способа действия – работа с алгоритмом составления загадок-описаний о птицах.
Загадки-описания о птицах
Кто это? Это птица. Она маленькая. Туловище покрыто перьями чёрного цвета, а грудка - жёлтыми. Она поёт «тень-тень». Кушает: зёр-нышки, мелких насекомых. Живет в лесу ле-том, а зимой – в городе.
Кто это? Это птица. Она небольшая. Зимой улетает на юг. Ест гусениц. Живет в лесу. Птенцов подкидывает в чужие гнёзда.
Кто это? Это птица. Среднего размера. У него мощный клюв, с помощью которого он долбит деревья. На голове – красная шапочка. Живет в лесу. Его называют санитаром леса. Питается насекомыми, спрятавшимися под корой дере-вьев.
Словесные методы
Беседа о диких и хищных птицах.
Вопросы для беседы:
1. Как называются эти птицы?
2. Почему их называют дикими?
3. Какие птицы живут в лесах нашей местно-сти?
Беседа о диких и хищных птицах.
Вопросы для беседы:
1. Как называются эти птицы?
2. Почему их называют дикими?
3. Каких птиц называют хищными?
3. Какие птицы живут в лесах нашей местно-сти?
Практические методы
Подвижная игра «Скачет шустрая синица».
Цель: развивать у детей речь с движениями
Содержание: дети воспроизводят способы пе-редвижения синицы.
Подвижная игра «Скачет шустрая синица».
Цель: развивать у детей речь с движениями
Содержание: дети воспроизводят способы пе-редвижения синицы.
4. Интеграция образовательных областей
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Социально-коммуникативное развитие- взаимодействие со сверстниками и педагогом
Речевое развитие- развитие диалогической речи, обога-щение словарного запаса
Физическое развитие- выполнение упражнений направ-ленных на развитие координации и на релаксацию
Социально-коммуникативное развитие- взаимодействие со сверстниками и педагогом
Речевое развитие- развитие диалогической речи, обогащение словарного запаса
Физическое развитие- выполнение упражнений, направлен-ных на развитие координации и на релаксацию
4. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
5. Цель
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Развитие интереса к окружающему миру через знакомство с лесными птицами Развитие познавательной мотивации в про-цессе расширения знаний о лесных птицах
6. Задачи
Планируемые результаты
Старшая подгруппа
6.1 Формировать у детей представления о внешнем виде птиц; у детей умения классифицировать, сравнивать, обобщать; у детей представления о характерных повадках птиц. у детей умение слушать друг друга
-рассказывает о жизни птиц зимой ;
-ребёнок определяет по описанию, о какой птице идёт речь;
6.2 Развивать у детей умения отвечать на вопросы осмыслен-но, полным предложением; у детей представление о сезон-ных изменениях в жизни птиц;
– проявляет устойчивый интерес к различным видам дет-ской деятельности: изобразительной деятельности, игре;
- умеет делиться с педагогом и другими детьми разнооб-разными впечатлениями;
-игровое взаимодействие сопровождает речью;
-умеет делать выводы и простые умозаключения.
6.3 Воспитывать, совершенствовать, расширять, уточнять у детей гуманное отношение к птицам;
ценностное отношение к животным родного края;
имеет знания о неживой природе и ее связи с живой природы.
-первоначальные навыки восприятия классической музы-ки;
-выполняет движения, соответствующие характеру музыки;
– проявляет эстетические чувства, эмоции, вкус, эстетиче-ское восприятие.
Подготовительная подгруппа
6.1 Формировать у детей представления о внешнем виде птиц; у детей умения классифицировать, сравнивать, обобщать; у детей представления о характерных повадках птиц. у детей умение слушать друг друга
-рассказывает о жизни птиц зимой.
-ребёнок определяет по описанию, о каком животном идёт речь;
6.2 Развивать у детей умения отвечать на вопросы осмыслен-но, полным предложением; у детей представление о сезон-ных изменениях в жизни птиц;
– проявляет устойчивый интерес к различным видам дет-ской деятельности: изобразительной деятельности, игре;
- умеет делиться с педагогом и другими детьми разнооб-разными впечатлениями;
-игровое взаимодействие сопровождает речью;
-умеет делать выводы и простые умозаключения.
6.3 Воспитывать, совершенствовать, расширять, уточнять у детей гуманное отношение к птицам;
ценностное отношение к животным родного края;
имеет знания о неживой природе и ее связи с живой природы.
-первоначальные навыки восприятия классической музы-ки;
-выполняет движения, соответствующие характеру музыки;
– проявляет эстетические чувства, эмоции, вкус, эстетиче-ское восприятие.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения
- Построение диалогической речи
Способы преодоления
- Более конкретные вопросы педагога
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
1. Стимульный материал:
– письмо из леса,
– приглашение к участию (устное).
2. Материалы для деятельности детей.
Материалы для представления заданий и результатов дея-тельности:
– маршрутный лист,
– магнитная доска для иллюстраций,
– дидактические игры (разрезные картинки,
– набор картинок для классификации.
Материальные средства для деятельности детей :
– иллюстрированный материал (предметные и сюжетные картинки)
– спортивный инвентарь (мяч).
3. Дидактический материал:
– серия картинок «Жизнь птиц».
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :
– магнитная доска,
– магнитофон.
1. Стимульный материал:
– письмо из леса,
– приглашение к участию (устное).
2. Материалы для деятельности детей.
Материалы для представления заданий и результатов дея-тельности:
– маршрутный лист,
– магнитная доска для иллюстраций,
– дидактические игры (разрезные картинки,
– набор картинок для классификации.
Материальные средства для деятельности детей :
– иллюстрированный материал (предметные и сюжетные картинки)
– спортивный инвентарь (мяч).
3. Дидактический материал:
– серия картинок «Жизнь птиц».
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :
– магнитная доска,
– магнитофон.
9. Подготовка в режимные моменты к образовательной деятельности на занятии
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций птиц, диких и хищных.
2. Чтение художественной литературы о природе,
Рассказы: К. Д. Ушинский «Птицы», Л. Н. Толстой «Воробей на часах», Г. Скребицкий «Появились синички»,
-М. Горький «Ворбьишко», В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Синичкина кладовая»
-Г. Скребицкий «На лесной полянке»
3. Чтение сказок о животных,
Сказки: «Гуси-лебеди», «Дикие лебеди».
4. Отгадывание загадок
5. Рисование лесных обитателей,
6. Беседы о правилах поведения на природе.
7. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается?».
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
– Письмо из леса с загадочными словами.
Текст письма: «Здравствуйте ребята! Сможете ли вы отгадать мои загадки? Угадайте, названия каких птиц спрятались в словах : синклёст, иволдят, стрикушка, кукуница.»
Ответы детей : Синклёст – синица, клёст; иволдят – иволга, дятел; стрикушка – стриж, кукушка; кукуница – кукушка, си-ница.
Вводная беседа (ак-туализирующая имеющийся опыт детей).
Картинки с загадоч-ными птицами.
1.2 Мотивация деятельности детей
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Узнать, что это за птицы Внимательно слу-шают, отгадывают названия птиц.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Научиться определять лесных птиц Узнать, почему эти птицы живут в лесу
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Отгадывание загадок о птицах
Рассказ о внешнем виде и поведении птицы
Составление загадки-описания о птицах. Отгадывание загадок о птицах
Придумывание название птице по рисунку-загадке
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Определение птиц на нарисованных ранее рисунках
Определение ошибок в изображении птицы Определение птиц по деталям внешности, среде обитания
Рассказ о птице : внешний вид, повадки, среда обитания
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Составление целостного образа лесной птицы с помощью картинок : птица, гнездо, где находится, чем питается
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
Дети высказываются о том, что нового они узнали, чему научились.
Рефлексия деятельности: «Что нового узнали?», «Кого мы изображали?», «Во что играли?», «Что больше всего понрави-лось?».
– вербальная оценка результатов выпол-нения заданий: по-хвала, наведение на правильный ответ;
– взаимоконтроль: ребенок сравнивает свою работу с рабо-той других детей;
– самопроверка с помощью нормиру-ющих средств: срав-нение с образцом;
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
Указывается мероприятие (экс-курсия, выставка и т. д., вид дея-тельности (чтение, художе-ственно-творческая и т. п.) Организация выставки детских работ
Составление с детьми «Красной книги с птицами края В детском саду
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам
2.2 Ребенок с участием педагога Рисование птиц кляксами
«Слепим из пластилина птичку» В детском саду
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и со-циальной действительностью / Н. В. Алёшина. - М. : ЦГЛ, 2009. - 58с.
2. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2011. - 123 с.
3. Формирование знаний и представлений о диких и домашних жи-вотных у детей старшего возраста (старший дошкольный возраст) Электрон-ный ресурс