Татьяна Сергеевна Пасека
Дидактическое пособие «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Лучик»
макет «Времена года»
Автор:
воспитатель 1 квалификационной категории
Пасека Татьяна Сергеевна
Публикация «Дидактическое пособие „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
Цель: Формировать представление детей о временах года.
Задачи:
• Познакомить или закрепить знания детей сезонных изменений в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета и осени;
• Формировать представление о чередовании времён года;
• Развивать интерес детей к живой природе, воображение, память, мышление, внимание.
• Воспитывать положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разных временах года;
• Способствовать развитию мелкой моторики рук;
• Стимулировать развитие тактильных ощущений;
• Закреплять знания о цвете и форме.
Данное пособие позволяет расширять представления детей о живой и неживой природе в разные времена года, развивать мыслительные процессы. Дерево способствует эффективному запоминанию времён года, позволяет увеличивать словарный запас, развивать речь детей, развивать мелкую моторику рук. Его можно так же применять в индивидуальной работе с детьми. Данное пособие позволяет закреплять ориентацию в пространстве, развивать коммуникативные качества в игре, способствует развитию воображения, как основы творческой деятельности.
Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. С помощью него в группе можно наглядно увидеть сезонные изменения в природе. На дереве одновременно показаны четыре времени года. Пособие может быть использоваться для детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.
На данном пособии, в отличае от фланелеграфа, одновременно могут заниматься несколько детей, сравнивая и выделяя разные признаки сезонных изменений, подсказывая друг другу, развивая диалогическую речь, формируя коммуникативные качества.
Методические приёмы работы с макетом.
Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, птицах, деревьях, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры «Когда это бывает», «Лето, осень, зима, осень» и др. По заданию воспитателя ребёнок может с помощью крючка повесить изображение или предмет на дерево.
Пособие также можно использовать в совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром как наглядно – дидактическое пособие и в театрализованной деятельности при показе настольного театра.
К данному пособию прилагается дидактическая игрушка «Кукла в сезонной одежде». Куклу можно использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях в соответствии с лексической темой и в свободное время. Дети с её помощью закрепляют название и назначение сезонной одежды, учатся подбирать одежду и обувь по названному сезону, называть предметы и детали одежды.
Куклу можно использовать и как тренажёр для развития мелкой моторики рук, в игровых ситуациях сюжетно – ролевой игр «Семья», «Больница» и др., с её помощью дети осваивают игровые действия и правила, учатся действовать с предметами - заместителями.
Игра с макетами востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Развивает интеллектуальные качества ребёнка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Чтобы сформировать у детей определённую систему знаний в данном пособие используются следующие принципы:
• принцип доступности и индивидуальности: материал должен быть понятен и доступен каждому ребёнку;
• принцип последовательности и систематичности: наличие системы придаёт сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю;
• принцип связи с жизненным опытом: существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни;
• принцип наглядности: учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.