Надежда Портнова
Дидактическое пособие «Волшебные круги»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Волшебные круги» - многофункциональное игровое пособие, которое можно использовать при работе над материалом любой образовательной области. Варианты использования пособия безграничны. Дидактическое пособие способствует развитию речи, логического мышления, воображения, познавательной и творческой активности.
Пособие предназначено для детей от 2 до 7 лет.
Публикация «Дидактическое пособие „Волшебные круги“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2020
Пособие представляет собой круги разных диаметров 40 см, 30 см и 20 см, вырезанные из фанеры, которые крепятся вместе со стрелкой на металлический штырь с устойчивой площадкой с помощью гайки и шурупа так, чтобы они были подвижными. Круги разбиваются на 8, 6, 4 секторов соответственно, на которых прикрепляются прозрачные карманы для иллюстративного материала. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном круге - разнообразные деревья, на другом - их листья или семена и т. д. Изображения можно в любой момент поменять и придумать новую игру.
Принцип игры прост: ребенок вращает круги и выполняет задания с картинками, расположившимися под стрелкой.
Игры условно можно разделить на 2 группы:
- игры на подбор картинок («Назови, чем питается и где живет животное», «Назови времена года по порядку», «В каком слове есть данная буква», «Подбери» и др.)
- игры с элементом случайности в установке картинок («Составь рассказ по картинкам», «Что случилось с героем», «Составь пример» и др.).
Игры целесообразно проводить вне занятий индивидуально или с подгруппой воспитанников. Пособие можно использовать в самостоятельной деятельности детей.
Варианты игр:
Младший возраст (2-4 года)
1. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.
Реальное задание (РЗ) : найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.
Фантастическое задание (ФЗ) : подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).
Средний возраст (4-5 лет)
1. На стержне - три круга. На маленьком - изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т. д.); на среднем круге - геометрические формы (треугольник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры.
РЗ: выбрать объект (ягода вишни, подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).
2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треугольник, цифра 8 (результат - восемь вишен треугольной формы).
ФЗ: какую пользу из этого можно извлечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.)
Старший возраст (5-7 лет)
1. Первый (верхний) круг - образцы материалов (металл, ткань, стекло и т. д.). Второй круг - изображения объектов (стул, телефон, пылесос и т. д.). Третий круг - изображения местонахождения объектов (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг - образцы цветов (малиновый, голубой и т. д.).
РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и определить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира).
2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.
ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что. (Ответы детей.)
Возможность (варианты) использования данного пособия в работе по решению задач образовательных областей (сделать краткое описание того, как можно использовать пособие). Усложнение
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Игра «Безопасность»,
«Хорошо-Плохо».
Игры направлены на формирование правильного поведения в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений. Дети учатся самостоятельно разбираться в опасной ситуации и реагировать на неё, формируется осознанное отношение к действиям, которые могут привести к опасным ситуациям. Игры «Он, она, оно, они»,
«Предлоги»,
«Противоположности», «Составь рассказ о фантастическом герое» и др.
Игры «Времена года», «Где чьи малыши», «Кто что ест», «Кто где живет» и др.
Игры направлены на формирование целостной картины мира, развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора.
Игра «Найди смысловую пару» Игра для развития логического и ассоциативного мышления, зрительной памяти и усидчивости.
Игры «Цветные карандаши», «Определи по форме»
Игры направленны на закрепление умения различать и называть цвета, геометрические фигуры, а также соотносить величину. Игра «Спорт»
Цель игры дать детям представление о различных видах спорта, спортивном оборудовании, снарядах, спортивных терминах;
учить правильно, называть спортивную специальность и описывать действие, изображённое на картинке;
развивать внимание, мышление, память;
В работе с детьми младшего возраста целесообразно использовать пособие с двумя кругами разного диаметра.
В работе с детьми среднего возраста можно использовать пособие с 2-3 кругами, а дети 5-7 лет могут справиться с играми на 4-х кругах.
В старшем возрасте можно усложнить картинки схематичным изображением.