Наталья Путилова
Дидактическое пособие «Солнечный круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие
В процессе работы по развитию речи детей решаем задачи речевого развития: формирование звукопроизношения, учить различать звуки речи, развивать навыки плавной и спокойной речи (умеренного темпа) и обязательно формировать грамматический строй речи. Необходимо оказывать детям помощь в освоении морфологической стороны речи. Её формирование осуществляется в процессе подражания речи взрослых и самостоятельного конструирования грамматических форм. Благодаря способности к подражанию и необыкновенному «языковому чутью» дети в дошкольном возрасте могут правильно использовать грамматические формы. Различные игровые упражнения на материале формирования звукопроизношения, дифференциации звуков речи, грамматических категорий помогает проводить дидактическое пособие «Солнечный круг».
Темочки:
Мы знаем, что у многих детей даже старшего дошкольного возраста особые затруднения вызывают следующие виды грамматических категорий:
1- употребление существительных мужского, женского и среднего рода в ед. и мн. числе.
Игровое упражнение «Много»
сумка- много сумок гусь - много гусей
арбуз - много арбузов колесо - много колёс
Усложнение задания за счёт введения слова (сочетания) в предложение.
Например: На низком столе стоит одна сумка, а на высоком - много сумок.
Саша сорвал один арбуз, а Даша - много арбузов.
2 - употребление существительных мужского, женского и среднего
рода, ед. и мн. числа в родительном падеже
Игровое упражнение «Чего не стало?»
Ед. число Мн. число
ж. род сумка — не стало сумки
ж. род сумки - не стало сумок
м. род стол - не стало стола
м. род столы — не стало столов
ср. род колесо - не стало колеса
ср. род колёса - не стало колёс
Учимся произносить и различать свистящие звуки речи.
3 - употребление существительных женского рода, ед. и мн. числа в винительном падеже
Игровое упражнение «Я вижу»
Ед. число Мн. число
ж. род кошка - я вижу кошку шапка - я вижу шапку
ж. род кошки - я вижу кошек шапки - я вижу шапки
Учимся произносить и различать шипящие звуки речи.
С целью развития связной речи, длительного речевого выдоха можно придумывать предложения. Ориентировочные слова - предметные картинки, расположенные в секторах круга, например: самолёт, вертолёт - где ты их можешь увидеть?
Над домами я вижу летит вертолёт, а на аэродроме я вижу стоит самолёт.
На первых порах ребёнок может сказать часть предложения, после паузы продолжить. В этом случае фраза произносится более медленно с акцентом на последнее слово. Когда же навыки речевого дыхания у ребёнка уже сформированы, то можно требовать от ребёнка высказывания всего предложения целиком без паузы. В этом случае силу речевого выдоха ребёнок регулирует сам так, чтобы ему хватило речевого выдоха на всю фразу.
4 - употребление существительных мужского, женского и среднего
рода ед. и мн. числа в дательном падеже
Игровое упражнение «Я дам (угощу)»
Учимся произносить и различать сонорные звуки речи Л - Ль; Р - Рь
Ед. число Мн. число
ж. род белка - я дам белке
ж. род белки - я дам белкам
м. род волк - я дам волку
м. род волки - я дам волкам
ср. род дерево - я дам дереву
деревья - я дам деревьям
Здесь тоже можно отработать грамматические категории на предложениях:
Белку я угощу орешком, а волка рыбой. Более усложнё нный вариант: Волка я угощу рыбкой,а белке дам орешек (угощу - дам).
Далее ещё можно усложнить задание за счёт включения прилагательных для того чтобы предложение стало более длинным, а значит и сложнее для
проговаривания на выдохе: Серого волка я угощу свежей рыбкой, а шустрой белке дам дам много орешек. На одном выдохе может произноситься как половина фразы, так и вся (в зависимости от сформированных навыков)
5 - употребление существительных мужского, женского и среднего
рода ед. и мн. числа в творительном падеже
Игровое упражнение «Я любуюсь.»
Ед. число Мн. число
ж. род кошка ~ я любуюсь кошкой собака - я любуюсь собакой
ж. род кошки — я любуюсь кошками собаки - я любуюсь собаками
м. род кот — я любуюсь котом слон - я любуюсь слоном
м. род кот ы —я любуюсь котами слоны - я любуюсь слонами
ср. род кольцо - я любуюсь кольцом дерево - я любуюсь деревом
ср. род кольца - я любуюсь кольцами деревья - я любуюсь деревьями
6 - употребление существительных мужского, женского и среднего рода ед. и мн. числа в предложном падеже
Игровое упражнение «Я думаю о.»
Ед. число Мн. число
ж. род кошка - я думаю о кошке собака - я думаю о собаке
ж. род кошки - я думаю о кошках собаки - я думаю о собаках
м. род кот - я думаю о коте слон - я думаю о слоне
м. род кот ы -я думаю о котах слоны - я думаю о слонах
ср. род кольцо - я думаю об кольце зеркало - я думаю о зеркале
ср. род кольца - я думаю об кольцах зеркала - я думаю о зеркалах
Выше сказанные игры можно усложнять за счёт введения прилагательных и других частей речи.
Я думаю о красивой пушистой кошке. Я любуюсь вкусными сочными сливами.
Я дам рогатой козе вкусное душистое сено. Не стало мягкого уютного кресла.
Я вижу большое прозрачное стекло.
Поскольку предложение становится длиннее за счёт количества в нём слов, речевой выдох удлиняется, и задача перед ребёнком усложняется.
8 - употребление глаголов повелительного наклонения
Игровое упражнение «Скажи, что делать»
Разложить картинки по секторам «Солнечного круга», например: карандаш, ручку, куклу, книгу, машинку, мяч и т. д. Предлагаем ребёнку внимательно посмотреть на предметы (картинки, подумать, какие действия можно с ними произвести и дать задание. Сначала играет взрослый, давая задания ребёнку. Например: нарисуй, раскрась, напиши, покорми, рассмотри, открой, прокати, подбрось. Потом предлагается ребёнку самому придумать для взрослого задания.
9 - изменение глаголов по лицам и числам - спряжение
(я бегу - с мячом, ты бежишь -…., они бегут -…., мы бежим -…. и т. д.);С целью усложнения и решения других можно предложить ребёнку придумать предложение с тем сочетанием, которое сказал. Например: Они бегут. Они бегут с мячом в лесу. Они бегут с мячом в лесу по тропинке. Они бегут с мяячом в лесу по узкой тропинке. Они бегут с мячом в осеннем лесу быстро по узкой тропинке и т. д
10 - разные способы словообразования (префиксальный - при помощи приставок - префиксов; суффиксальный - при помощи суффиксов; слиянием основ) :
а) префиксальный – Гриб под берёзой - подберёзовик. Можно предложить ребёнку объяснить, почему такое название. Почему подберёзовик? Растёт гриб под берёзой. Какой гриб растёт под берёзой? Под берёзой растёт подберёзовик.
- образование глаголов с приставками: шёл, зашёл, ушёл, нашёл, подошёл….
Подбираем предметные картинки в соответствии с заданиями. Также можно эти глаголы использовать с цель построения распространённых и других видов предложений. Например: Подошёл ~ Я подошёл к дому, в котором живёт мой друг.
б) суффиксальный - образование существительных уменьшительно-ласкательного значения. Игровое упражнение «Тут - там», «У тебя - у меня»
Тут стол - там столики. Тут грибы - там грибочки. У тебя - машина, а у меня машинка. У тебя кукла, а у меня куколка. Я тебе дам куклу, а себе возьму куколку.
В этих упражнениях мы ещё обучаем детей построению предложений с противительным союзом А, т. е. работаем над связной речью, также добиваемся произношения фразы на одном выдохе.
- суффиксальный способ образования слов, обозначающих название детёнышей (жеребёнок, ягнёнок и т. д., важно продемонстрировать названия детёнышей, не имеющих аналогии с названием взрослого животного
Обучение образованию слов, обозначающих название детё нышей можно провести на игровых упражнениях типа: «Много», «Не стало», «Я вижу», «Я любуюсь», «Я дам (угощу)», «Я думаю», "Перевёртыши", "День и ночь"
Таким образом, используя данные игры, мы развиваем связную речь ребёнка, т. к. вводим нужные грамматические категории в предложения, разные по конструкции, т. е. развиваем связную речь ребёнка. А построение предложений с разным количеством слов (от одного и более семи) расширяет возможности формировании у ребёнка длительного речевого выдоха и плавной речи.