МААМ-картинки

Дидактическое пособие «Солнечный круг» (20 фото)

Наталья Путилова
Дидактическое пособие «Солнечный круг»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическое пособие

В процессе работы по развитию речи детей решаем задачи речевого развития: формирование звукопроизношения, учить различать звуки речи, развивать навыки плавной и спокойной речи (умеренного темпа) и обязательно формировать грамматический строй речи. Необходимо оказывать детям помощь в освоении морфологической стороны речи. Её формирование осуществляется в процессе подражания речи взрослых и самостоятельного конструирования грамматических форм. Благодаря способности к подражанию и необыкновенному «языковому чутью» дети в дошкольном возрасте могут правильно использовать грамматические формы. Различные игровые упражнения на материале формирования звукопроизношения, дифференциации звуков речи, грамматических категорий помогает проводить дидактическое пособие «Солнечный круг».

Публикация «Дидактическое пособие „Солнечный круг“» размещена в разделах

Мы знаем, что у многих детей даже старшего дошкольного возраста особые затруднения вызывают следующие виды грамматических категорий:

1- употребление существительных мужского, женского и среднего рода в ед. и мн. числе.

Игровое упражнение «Много»

сумка- много сумок гусь - много гусей

арбуз - много арбузов колесо - много колёс

Усложнение задания за счёт введения слова (сочетания) в предложение.

Например: На низком столе стоит одна сумка, а на высоком - много сумок.

Саша сорвал один арбуз, а Даша - много арбузов.

2 - употребление существительных мужского, женского и среднего

рода, ед. и мн. числа в родительном падеже

Игровое упражнение «Чего не стало?»

Ед. число Мн. число

ж. род сумка — не стало сумки

ж. род сумки - не стало сумок

м. род стол - не стало стола

м. род столы — не стало столов

ср. род колесо - не стало колеса

ср. род колёса - не стало колёс

Учимся произносить и различать свистящие звуки речи.

Дидактическое пособие «Солнечный круг»
Фото «Солнечный круг»
Дидактическое пособие - фото
Фото №1 Необходимо оказывать детям помощь в освоении морфологической стороны речи

3 - употребление существительных женского рода, ед. и мн. числа в винительном падеже

Игровое упражнение «Я вижу»

Ед. число Мн. число

ж. род кошка - я вижу кошку шапка - я вижу шапку

ж. род кошки - я вижу кошек шапки - я вижу шапки

Учимся произносить и различать шипящие звуки речи.

Её формирование осуществляется в процессе подражания речи взрослых и самостоятельного конструирования грамматических форм Благодаря способности к подражанию и необыкновенному языковому чутью дети в дошкольном возрасте могут правильно использовать грамматические формы Различные игровые упражнения на материале формирования звукопроизношения дифференциации звуков речи грамматических категорий помогает проводить Дидактические игры дидактическое пособие Солнечный круг Игровое упражнение Много сумка много сумок гусь много гусей арбуз много арбузов колесо много колёс Усложнение задания за счёт введения слова сочетания в предложение

С целью развития связной речи, длительного речевого выдоха можно придумывать предложения. Ориентировочные слова - предметные картинки, расположенные в секторах круга, например: самолёт, вертолёт - где ты их можешь увидеть?

Над домами я вижу летит вертолёт, а на аэродроме я вижу стоит самолёт.

Фото №2 Например На низком столе стоит одна сумка а на высоком много сумок Фото №3 Саша сорвал один арбуз а Даша много арбузов

На первых порах ребёнок может сказать часть предложения, после паузы продолжить. В этом случае фраза произносится более медленно с акцентом на последнее слово. Когда же навыки речевого дыхания у ребёнка уже сформированы, то можно требовать от ребёнка высказывания всего предложения целиком без паузы. В этом случае силу речевого выдоха ребёнок регулирует сам так, чтобы ему хватило речевого выдоха на всю фразу.

4 - употребление существительных мужского, женского и среднего

рода ед. и мн. числа в дательном падеже

Игровое упражнение «Я дам (угощу)»

Учимся произносить и различать сонорные звуки речи Л - Ль; Р - Рь

Ед. число Мн. число

ж. род белка - я дам белке

ж. род белки - я дам белкам

м. род волк - я дам волку

м. род волки - я дам волкам

ср. род дерево - я дам дереву

деревья - я дам деревьям

употребление существительных мужского женского и среднего рода ед числа в родительном падеже Игровое упражнение Чего не стало Ед род сумка не стало сумки ж род сумки не стало сумок м род стол не стало стола м

Здесь тоже можно отработать грамматические категории на предложениях:

Белку я угощу орешком, а волка рыбой. Более усложнё нный вариант: Волка я угощу рыбкой,а белке дам орешек (угощу - дам).

Далее ещё можно усложнить задание за счёт включения прилагательных для того чтобы предложение стало более длинным, а значит и сложнее для

проговаривания на выдохе: Серого волка я угощу свежей рыбкой, а шустрой белке дам дам много орешек. На одном выдохе может произноситься как половина фразы, так и вся (в зависимости от сформированных навыков)

5 - употребление существительных мужского, женского и среднего

рода ед. и мн. числа в творительном падеже

Игровое упражнение «Я любуюсь.»

Ед. число Мн. число

ж. род кошка ~ я любуюсь кошкой собака - я любуюсь собакой

ж. род кошки — я любуюсь кошками собаки - я любуюсь собаками

м. род кот — я любуюсь котом слон - я любуюсь слоном

м. род кот ы —я любуюсь котами слоны - я любуюсь слонами

ср. род кольцо - я любуюсь кольцом дерево - я любуюсь деревом

ср. род кольца - я любуюсь кольцами деревья - я любуюсь деревьями

6 - употребление существительных мужского, женского и среднего рода ед. и мн. числа в предложном падеже

Игровое упражнение «Я думаю о.»

Ед. число Мн. число

ж. род кошка - я думаю о кошке собака - я думаю о собаке

ж. род кошки - я думаю о кошках собаки - я думаю о собаках

м. род кот - я думаю о коте слон - я думаю о слоне

м. род кот ы -я думаю о котах слоны - я думаю о слонах

ср. род кольцо - я думаю об кольце зеркало - я думаю о зеркале

ср. род кольца - я думаю об кольцах зеркала - я думаю о зеркалах

Выше сказанные игры можно усложнять за счёт введения прилагательных и других частей речи.

Я думаю о красивой пушистой кошке. Я любуюсь вкусными сочными сливами.

Я дам рогатой козе вкусное душистое сено. Не стало мягкого уютного кресла.

Я вижу большое прозрачное стекло.

Поскольку предложение становится длиннее за счёт количества в нём слов, речевой выдох удлиняется, и задача перед ребёнком усложняется.

8 - употребление глаголов повелительного наклонения

Игровое упражнение «Скажи, что делать»

Разложить картинки по секторам «Солнечного круга», например: карандаш, ручку, куклу, книгу, машинку, мяч и т. д. Предлагаем ребёнку внимательно посмотреть на предметы (картинки, подумать, какие действия можно с ними произвести и дать задание. Сначала играет взрослый, давая задания ребёнку. Например: нарисуй, раскрась, напиши, покорми, рассмотри, открой, прокати, подбрось. Потом предлагается ребёнку самому придумать для взрослого задания.

9 - изменение глаголов по лицам и числам - спряжение

(я бегу - с мячом, ты бежишь -…., они бегут -…., мы бежим -…. и т. д.);С целью усложнения и решения других можно предложить ребёнку придумать предложение с тем сочетанием, которое сказал. Например: Они бегут. Они бегут с мячом в лесу. Они бегут с мячом в лесу по тропинке. Они бегут с мяячом в лесу по узкой тропинке. Они бегут с мячом в осеннем лесу быстро по узкой тропинке и т. д

10 - разные способы словообразования (префиксальный - при помощи приставок - префиксов; суффиксальный - при помощи суффиксов; слиянием основ) :

а) префиксальный – Гриб под берёзой - подберёзовик. Можно предложить ребёнку объяснить, почему такое название. Почему подберёзовик? Растёт гриб под берёзой. Какой гриб растёт под берёзой? Под берёзой растёт подберёзовик.

- образование глаголов с приставками: шёл, зашёл, ушёл, нашёл, подошёл….

Подбираем предметные картинки в соответствии с заданиями. Также можно эти глаголы использовать с цель построения распространённых и других видов предложений. Например: Подошёл ~ Я подошёл к дому, в котором живёт мой друг.

б) суффиксальный - образование существительных уменьшительно-ласкательного значения. Игровое упражнение «Тут - там», «У тебя - у меня»

Тут стол - там столики. Тут грибы - там грибочки. У тебя - машина, а у меня машинка. У тебя кукла, а у меня куколка. Я тебе дам куклу, а себе возьму куколку.

В этих упражнениях мы ещё обучаем детей построению предложений с противительным союзом А, т. е. работаем над связной речью, также добиваемся произношения фразы на одном выдохе.

- суффиксальный способ образования слов, обозначающих название детёнышей (жеребёнок, ягнёнок и т. д., важно продемонстрировать названия детёнышей, не имеющих аналогии с названием взрослого животного

Обучение образованию слов, обозначающих название детё нышей можно провести на игровых упражнениях типа: «Много», «Не стало», «Я вижу», «Я любуюсь», «Я дам (угощу)», «Я думаю», "Перевёртыши", "День и ночь"

Фото №4 род столы не стало столов ср Фото №5 род колесо не стало колеса ср Фото №6 род колёса не стало колёс Учимся произносить и различать свистящие звуки речи Фото №7 употребление существительных женского рода ед

Таким образом, используя данные игры, мы развиваем связную речь ребёнка, т. к. вводим нужные грамматические категории в предложения, разные по конструкции, т. е. развиваем связную речь ребёнка. А построение предложений с разным количеством слов (от одного и более семи) расширяет возможности формировании у ребёнка длительного речевого выдоха и плавной речи.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Домик»Дидактическое пособие «Домик» Цель: развитие восприятия цвета, формы, величины, сенсорных каналов восприятия, логического мышления, мелкой моторики рук и тактильного.

Дидактическое пособие «Матёшкины сказки». Настольно-печатное пособие художественно-речевой направленностиДидактическое пособие «Матёшкины сказки». Настольно-печатное пособие художественно-речевой направленности Возраст детей: от 3 до 5 лет Количество человек: от 1 до 7 Цель: расширить знания детей о русской народной игрушке – матрёшке; обобщать.

Дидактическое пособие «Мойдодыр»Дидактическое пособие «Мойдодыр» Дидактическое пособие «Мойдодыр». Марина Мухаматшина. Дидактическое пособие «Мойдодыр» предназначено для детей раннего возраста. Цель.

Дидактическое пособие «Мы-метеорологи»Дидактическое пособие «Мы-метеорологи» Цель: поддерживать интерес детей к новым знаниям и знакомству с оборудованием метеоплощадки, определению погодных показаний; упражнять в.

Дидактическое пособие «Огород»Дидактическое пособие «Огород» Методические рекомендации к д/и «Огород» Цель: закреплять и расширять знания детей о фруктовых и овощных культурах. Обогащать словарный.

Дидактическое пособие «Пуговка» Дидактическое пособие - «Пуговка». Автор работы: Грицай Елена Дмитриевна Воспитатель МАДОУ № 5 «Золотой ключик», станица Ленинградская,.

Дидактическое пособие «Схеможивомир» Дидактическое пособие "Схеможивомир". Хочу предложить вашему вниманию дидактическое пособие «Схеможивомир». Оно предназначено для детей.

Игровое дидактическое пособие «Круг времени» Игровое дидактическое пособие «Круг времени» - вырезала круг из оргалита, обклеила самоклеящейся цветной пленкой. Кармашки сделала из листов.

Конспект занятия по развитию сенсорики в первой младшей группе «Солнечный круг»Конспект занятия по развитию сенсорики в первой младшей группе «Солнечный круг» Цель: развитие воображения, памяти, образного мышления, обогащение детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Задачи: 1. Ознакомление.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Солнечный круг» г. ОмскВсероссийский конкурс профессионального мастерства «Солнечный круг» г. Омск Дорогой наш, Международный образовательный портал МААМ. RU, хочу выразить вам, свою любовь и признание. За то время, что я с вами, много.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Солнечный круг»
Опубликовано: 16 мая 2018 в 17:32
+103Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическое пособие «Солнечный круг»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Путилова (УИ 620053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД