Галина Александровна Чалышева
Дидактическое пособие. Лэпбук «Развивайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание пособия
Пояснительная записка 2
«Что лишнее?» 6
«Найди пару» 6
«Найди заплатку» 6
«Задачки-шутки» 6
«Графический диктант» 6
«Волшебные спички» 7
«Найди мою тень» 7
Публикация «Дидактическое пособие, Лэпбук „Развивайка“» размещена в разделах
«Что перепутал художник?» 7
«Лабиринты» 7
«Найди отличия» 7
«Назови одним словом» 8
«Доскажи словечко» 8
«Наззови правильно» 14
«Расскажи о.» 14
Методические рекомендации 10
Планируемые результаты 10
Список используемой литературы 10
Варианты игровых заданий
"ЧТО ЛИШНЕЕ"
Цель: развитие психических процессов.
Задачи:
• развивать мышление;
• развивать зрительное внимание;
• развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Ход игры.
Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, объяснить их назначение и найти лишний - закрыв его кружочком, сопровождая свое действие речью.
«Найди пару»
Цели:
• Формирование обобщающих понятий. Развитие мышления.
Задачи:
• Учить детей соединять картинки парами, используя операцию обобщения.
• Активизировать словарь детей.
• Развивать внимание, наглядно образное мышление.
• Воспитывать умение выполнять правила игры.
Ход игры:
Игроку предлагается поле с некоторым количеством разных по оформлению, цвету и форме объектов. Задача простая – найти два одинаковых объекта.
«Графический диктант»
Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты. Графический диктант развивает ориентацию в пространстве письменного листа. С его помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания педагога, правильно воспроизводить заданное направление, линии, фигуры и т. д.
Цель: развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога.
Задачи:
• учить ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти;
• учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;
• способствовать развитию речи детей при ответе полным предложением;
• развивать мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление;
• обеспечить правильную посадку за столом, следить за освещением и правильным положением пальцев.
Ход. Предложить детям рисовать неизвестные предметы. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должены проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
«Найди заплатку»
Цель:Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей. Закрепление умения находить геометрическую фигуру определенного размера.
Задачи:
• *учить детей подбирать соответствующие "заплатки"по форме и цвету;
*развивать у детей логическое мышление;
*развивать внимание;
• *упражнять в отборе нужных геометрических фигур
• развивать внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать, развивать мелкую моторику рук, словарный запас, цветовое восприятие, закрепить знания цвета.
• воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной деятельности.
• *формировать умения соблюдать в процессе игры правила культурного поведения, воспитывать усидчивость, желание довести начатое дело до конца
Ход игры: Разложить перед детьми заготовки ковриков и набор геометрических фигур. Предложить найти нужную заплатку.
«Задачки-шутки»
Цель: развитие самостоятельности и мыслительных операций, творческих способностей обучающихся;
Задачи:
• Формировать умения решать задачи на смекалку и математические задачи шутки;
• Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам.
• Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.
Задачи - шутки для детей дошкольников 6-7 лет с ответами
1. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
2. Три подружки нарисовали двух котов и одну собаку. Надя и Лена, Маша и Лена нарисовали разные рисунки. Кто кого нарисовал? (Надя, Маша - кота, Лена - собаку.)
3. Сидят три собаки. Напротив каждой собаки две собаки. Сколько всего собак? (Три.)
4. Три мальчика Коля, Петя и Ваня по дороге нашли три рубля. Сколько денег нашёл бы Ваня, если бы шёл один? (Три рубля.)
5. На столе стояло пять стаканов с ягодами. Митя съел один стакан ягод, поставил стакан на стол. Сколько стаканов на столе? (Пять.)
6. Одна старушка шла на базар, а навстречу ей шли три старика, у каждого по два мешка, в каждом мешке по коту. Сколько всего человек шло на базар? (Одна старушка.)
7. Чтобы сварить один килограмм мяса, требуется один час. За сколько часов сварятся два килограмма такого же мяса? (Один час.)
8. Петух снес одно яйцо. Кому оно достанется? (Никому, петухи яйца не несут.)
9. На платформе стоят прикрытые брезентом машины. Видно двенадцать колёс. Сколько машин стоит на платформе?
10. Двое детей разделили между собой семь рублей, причём один получил на один рубль больше другого. Сколько денег досталось каждому из них? (Четыре и три рубля.)
11. Неожиданно пошёл снег с дождём. Однако дети не промокли. Почему? (1) Они наблюдали в окно. 2) У них были зонт и плащ.)
12. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)
13. Сколько хвостов у семи ослов? Сколько носов у двух псов? Сколько ушей у пяти малышей? Сколько лап у двух лисят? Сколько углов у двух домов? Сколько колёс у машины?
14. У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног у животного? (Четыре.)
15. Что сушит, когда мокнет? (Полотенце.)
16. Сколько всего стульев, чашек и тарелок в сказке «Три медведя»? (Девять.)
17. Ваня составил из палочек пятиугольник. Потом одну палочку убрал, а из остальных палочек составил другой многоугольник. Какой многоугольник получился у Вани?
18. Какая птица вылупляется из яйца, а сама яиц не кладёт?
19. Мама купила четыре шара красного и голубого цвета. Сколько шаров каждого цвета купила мама?
20. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Бросить мяч вверх.)
21. Мама купила шесть мячей синего и зеленого цвета. Синих мячей было больше, чем голубых. Сколько мячей каждого цвета могло быть? (Шесть.)
22. День рождения Оли в четверг. А сегодня понедельник. Сколько дней осталось до дня рождения девочки? (Три.)
23. Женя пойдёт в театр через три дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состоится спектакль? (Среда.)
24. За чем вода в стакане? (За стеклом.)
25. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)
26. У Оли было семь орехов. Один она отдала сестре, и у них стало орехов поровну. Сколько орехов было у сестры вначале? (Пять.)
27. Из-под забора видны восемь кошачьих лап. Сколько людей стоит за забором? (Нисколько.)
28. На ветке сидит 4 воробья. Подкрался кот, схватил одного. Отгадай, сколько воробьев осталось на ветке? (Нисколько, все улетели.)
29. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У прямой.)
30. На подоконнике лежали 3 зеленых помидора, через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось? (Ни одного.)
31. Веревку разрезали на 3 части. Сколько сделано разрезов? (Показать на доске.) (Два.)
32. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (Пять.)
33. Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (1) Две, остальные сгорели; 2) Семь свечей.)
34. 3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (Три часа.)
35. Коля прибежал из школы домой первым, а Оля - второй. Кто бегает быстрее? Кто медленнее?
36. Диме - 5 лет, а Кате - 9 лет. Кто старше? Кто младше?
37. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (Две.)
38. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков? (Один. Внук Паша.)
39. В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)
40. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).
41. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)
42. Сколько орехов в пустом стакане? (Стакан пустой, значит, в нем ничего нет.)
43. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули и глубину. Сколько акул плавало в море? (9 акул, только они нырнули.)
44. В вазе — 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов вазе? (В вазе было 3 тюльпана.)
45. Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат — 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (У того, кто съел меньше.)
46. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки? (3 внука — объяснить ответ.)
47. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Во дворе 4 кошки — объяснить ответ на наглядном материале.)
48. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле? (8 бельчат — объяснить.)
49. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12 глаз.)
50. Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев.)
Задачи - шутки на сообразительность и смекалку
1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?
2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
3. На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
4. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
5. Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
6. По морю плыл большой, красивый паровоз. На палубе было много людей. Всем было хорошо. Как звали капитана?
7. Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?
8. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей?
9. Что едят крокодилы на северном полюсе?
10. Собачка Жучка сказала, что видела на горке Сашу, Петю, Катю.
1. Сколько детей видела собачка?
11. На столе лежало 2 яблока. Одно разрезали. Сколько стало яблок?
12. На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и шотландская овчарки?
13. Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
14. На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?
15. Плывут два цыпленка, один лапками гребет, другой крылышками. Который быстрее доплывет?
16. Упали два горшка железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
17. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
18. Сели на воду 3 воробья. Один улетел, сколько осталось?
19. Кто громче замычит петух или корова?
20. Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
21. 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.)
22. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)
23. На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)
24. 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)
25. Для пяти мальчиков – пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)
26. 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)
27. Для формирование пространственных представлений, загадки:
28. Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (морковь.)
29. Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно (глаза.)
30. У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
31. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
32. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и др.
33. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
34. Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
35. Если правая рука справа, то левая… (слева.)
36. Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.)
Математические задачи в стихотворной форме:
1. Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 – под березой,
1 – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
2. Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать?
3. В снег упал Сережка,
А за ним Алешка.
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
4. Три медвежонка гуляли в лесу.
Один испугался и влез на сосну.
Оставшихся мишек скорей сосчитай
И цифру свою веселей называй.
5. Мы маме в лесу букет собирали.
И девять подснежников ей мы сорвали.
Несли, берегли.
Только два поломалось.
И в нашем букете цветов … (семь) осталось.
"Волшебные спички"
Цель: развитие мышления, зрительной памяти.
Задачи:
• развитие произвольного внимания и памяти;
• мелкой моторики;
• пространственных представлений;
• воображения, изобретательности;
• логического мышления.
Ход игры.
Варианты игр:
СПИЧЕЧНЫЙ УЗОР
Задачи: развитие произвольного внимания и памяти, мелкой моторики, пространственных представлений. • Запомни узор и попробуй повторить. • Запомни узор и сделай такой же •
ОЖИВШИЕ ФИГУРЫ Игра развивает воображение и изобретательность. Высыпьте спички на стол. Предложите сложить из них по схеме дом, дерево, дорожку
РИСУЕМ СПИЧКАМИ Рисуем - значит выкладываем из спичек какие-то заданные или производные фигуры или предметы: животных, домик, птиц, человечка, кораблик и т. п. Автор самого остроумного и качественного рисунка становится победителем.
КОЛОДЕЦ Из спичек сложить колодец. Побеждает тот, у кого он самый высокий и простоит дольше
«Найди мою тень»
Цель игры : Это дидактическое занятие помогает развивать интеллектуальные и речевые способности ребенка :
Задачи:
• развивать зрительное восприятие;
• способствовать развитию концентрации внимания;
• формировать умение дифференцировать диких и домашних животных, правильно называть их;
• совершенствовать мелкую моторику;
• расширять и обогащать активный и пассивный словарный запас.
•
Ход игры.
Предлагаем детям рассмотреть карточки. Затем просим найти на противоположной стороне соответствующий силуэт (тень) .
"Что перепутал художник".
Игра вызывает у детей огромный интерес: красочное оформление, веселые картинки. Побуждает к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Снимает чувство скованности, напряжения. Преодолевается застенчивость, развивается инициатива.
Цель игры: Обогащать и закреплять словарь детей; развивать у детей внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку рассмотреть вначале первую картинку, затем кладет рядом вторую картинку и просит их сравнить. Затем спрашивает: «Что художник перепутал, нарисовал так, как в жизни не бывает? Почему?» В случае затруднения он задает вопросы: «Какое время года нарисовал художник на первой картинке?
«Лабиринт»
Цель: поставить ребенка перед выбором правильного пути, нацелить на выход из сложной ситуации.
Задачи:
• формирование представления о лабиринтах и правилах их прохождения;
• улучшение концентрации внимания, памяти;
• развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить;
• улучшение речевых навыков, моторики пальцев рук;
• обучение умению находить варианты решения проблемы;
• воспитание стойкости, усидчивости, целеустремленности, щепетильности в выполнении работы, умения контактировать с окружающими.
Ход игры: воспитатель раздает карточки с лабиринтом детям и предлагает найти выход. Играть можно небольшими фигурками, вести пальчиком или карандашом.
«Найди отличия».
Цель:
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство.
Задачи игры:
• Продолжать развивать умение у детей последовательно рассматривать картинки и сравнивать их.
• Развивать внимание, мышление, память, счет.
• Активизировать речь детей.
Ход игры. Детям предлагается – внимательно рассмотреть иллюстративный материал, найти отличия на картинках. Если воспитанники испытывают затруднения с поиском, педагог помогает наводящими вопросами:
• кто изображен на карточке;
• кто изображен на другой;
• эти персонажи одинаковые или различаются;
• чем схожи;
• чем различаются;
• какого оттенка различающиеся детали;
• подсчитай, сколько различий между картинками.
"Назови, одним словом".
Цель игры: Закрепить умение классифицировать предметы.
Задачи:
• Развивать зрительное восприятие и внимательность.
• Пополнять словарный запас.
• Расширять кругозор.
• Воспитывать выдержку, доброжелательность, чувства товарищества.
Ход игры. Педагог демонстрирует карточку, а воспитанник называет иллюстрированный предмет. Например: «Кто здесь нарисован?» – «Ворона», «Ласточка», «Синица», «Журавль», «Снегирь», «Кукушка» – «Назови нарисованное одним словом?» – «Птицы». Или: «Что здесь нарисовано?» – «Боровик», «Лисички», «Опята», «Подосиновик», «Волнушка», «Груздь» – «А вместе это?» – «Грибы».
«Доскажи слово»
Цель: развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание.
Задачи:
• Развивать логическое мышление, чувство рифмы;
• Обучать детей отгадывать загадки, тем самым расширяя их словарный запас, кругозор;
• Развивать творческое воображение.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра - начинается иг….
Ры-ры-ры - у мальчика ша…
Ри-ри ри - на ветках снеги.
Ро-ро-ро - у нас новое вед….
Ар-ар-ар - кипит наш само.
Ру-ру-ру -продолжаем мы иг.
Ры-ры-ры - детей много у го.
ре-ре-ре - стоит дом на го.
«Назови правильно».
Цель: Обучение детей подробно отвечать на вопросы.
Задачи:
• Закреплять знания детей в названии предметов домашнего обихода и правильно обозначать местонахождение предметов.
• Развивать внимание, память.
• Воспитывать интерес к игре.
Ход игры. Поочередно демонстрируем детям карточки, спрашиваем –кто это? Чем занимается? (например- это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и т. д) Также можно подобрать загадки по теме. Выкладываем на стол 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом
«Расскажи о…»
Цель: развитие умений составлять описательный рассказ.
Задачи:
• развивать у детей речь;
• учить ребёнка составлять предложения по картинкам;
• составлять рассказ по картинкам.
Ход игры
Ребенку предлагается рассказать о изображенном предмете. Остальные дети контролируют правильность определения свойств и качеств материала.
Методические рекомендации
Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками, игрового пособия в целях формирования элементарных математических представлений. Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3–6 лет, а также подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Планируемые результаты
• Проявление повышенного интереса к теме математике;
• Быстрое запоминание информации;
• Проявление самостоятельности при работе с лепбуком;
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие творческой фантазии;
• Развитие речи детей.
Список используемой литературы
1. www.rannee-razvitie.com
2. https://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki
3. https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej
4. https://mishka-knizhka.ru/gotovim-ruku-k-pismu/