Нина Застенчик
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Актуальность
2. Инновационная идея
3. Цели, задачи
4. Ожидаемые результаты
5. Содержание разработки
6. Список используемых источников информации
Актуальность данного пособия обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части, или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, о сознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Публикация «Дидактическое пособие лэпбук „Правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лэпбук по правилам дорожного движения (ПДД)
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них нехарактерно – всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Внедрение ФГОС ДО обусловливает необходимость постоянного поиска педагогических инноваций интенсифицирующих процесс качественного обучения. Удобным и практичным вариантом позволяющим оптимально систематизировать имеющийся тематический материал по изучению ПДД является лэпбук «Правила дорожного движения».
В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения составляет значительную часть рассмотрения темы, связанной с безопасностью в целом. Поскольку обращение к этим вопросам происходит ежегодно важно найти оптимальный способ систематизировать имеющиеся тематические материалы. Самым удобным и практичным вариантом для этого оказывается лэпбук. В дидактическое пособие входит разнообразный материал, превращающий знакомство, изучение и повторение правил дорожного движения детьми дошкольного возраста в увлекательную игру. Использование лэпбкуа «Правила дорожного движения» дает возможность заменить непосредственно образовательную деятельность на совместную, самостоятельную, игровую деятельность в более расширенной форме. Является эффективным способом повторения пройденного материала и закрепления лексических тем «Транспорт», «Законы улиц и дорог», «Правила дорожного движения». В процессе работы с лэпбуком у детей появляются свои собственные идеи для оформления, организации, сбора материала, что способствует творческому развитию. Лэпбук дает возможность работать с детьми индивидуально, в подгруппах, разделяя задания по сложности выполнения и цели воздействия.
Цель дидактического пособия :
формирование системы знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице.
Задачи:
образовательные:
• познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, видами светофоров, значением их сигналов, строением улицы с некоторыми дорожными знаками, видами транспорта.
• научить детей предвидеть опасные дорожные ситуации, уметь по возможности их избегать, а при необходимости действовать.
развивающие:
• развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
• стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков.
воспитательные:
• воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
• воспитывать чувство ответственности.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса детей к изучению правил дорожного движения;
- систематизация знаний о правилах дорожного движения;
- активизация интереса к изучению правил безопасного поведения на улице.
Данное пособие способствует познавательно-речевому развитию дошкольников и поможет в знакомстве и закреплении знаний о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.
В лепбуке «Правила дорожного движения» собраны и систематизированы материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми 4-7 лет.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Пособие поможет в игровой форме познакомить дошкольников
- с элементарными правилами дорожного движения,
- с правилами передвижения пешеходов и велосипедистов,
- с дорожными знаками,
- с работой светофора,
- с правилами безопасного поведения на улице. А так же
- уточнить знания об элементах дороги,
- расширить представления детей о работе ГИБДД,
- воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Лепбук содержит макет перекрёстка с большим количеством дорожных знаков, фигурок людей, транспортными игрушками. Мобилен, может быть перенесён на стол, для более удобного моделирования и обсуждения обучающих ситуаций.
Лепбук содержит несколько карманов различного наполнения:
1. «Законы улиц и дорог»
В данном кармашке размещены карточки по теме раздела, которые могут использоваться в качестве наглядного материала при общении, беседах, составлении описательных рассказов и проблемных ситуаций.
Цели:
- развивать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города, воспитывать грамотных пешеходов;
- развивать навыки безопасного поведения в общественном транспорте, личном автомобиле, воспитывать грамотных пассажиров.
2. «Правила маленького пешехода»
Цель: формировать знания детей о дорожной безопасности.
Ход игры: дети рассматривают картинку и поясняют предложенную ситуацию, доказывая её опасность.
3. «Правила дорожного движения»
Кармашек содержит изобразительные символы, модельные схемы, пиктограммы, картинки. Освоение различных символов и знаков помогает ребёнку анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность. Работа с символами повышает умственный возраст ребёнка, способствует переходу его мышления на более высокий уровень.
Цель: обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях улиц и дорог, их структуре, о регулировании действий всех участников дорожного движения, особенностях транспортных средств и многообразия средств регулирования. Сформировать и развить навыки и положительные устойчивые привычки безопасного поведения на улице.
4. «Ребусы по ПДД»
Ребус – это вид головоломки, загадка, сформулированная в виде рисунка в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами. Отгадка ребусов – великолепная возможность в игровой занимательной форме развить речь. Занимаясь ребусами, малыш не только пополнит словарный запас, но и научится читать, правильно писать, подбирать синонимы, натренирует память и внимание, а развитие речевых навыков улучшит мышление.
5. «Стихи и загадки по ПДД»
Раздел содержит карточки со стихами и загадками, соответствующими теме ПДД.
6. Дидактическая игра «Учим дорожные знаки»
Цель: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Развивать умения детей различать и классифицировать дорожные знаки. Развивать внимание во время игры, познавательный интерес. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения в повседневной жизни.
Ход игры: Между играющими делят большие картинки поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот, кому она подходит, забирает знак и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выигрывает тот, кто правильно подберет знаки к ситуации и сможет это объяснить.
7. Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Учить различать дорожные знаки, знать их названия. Развивать наглядно-образное мышление.
Ход игры: К карточкам с определенной дорожной ситуацией подобрать нужный дорожный знак. Повторить правила поведения на улице. Правила дорожного движения.
8. «Раскрашиваем сами» - кармашек содержит раскраски на тему ПДД.
В силу своеобразия детской психики, ребенок не может понять потенциальной опасности, которая грозит человеку, незнакомому с ПДД или игнорирующему их. Эффективное средство обучения — раскраска по ПДД для детей дошкольного возраста. Малыш лучше воспринимает окружающий мир при помощи ярких визуальных образов.
При раскрашивании развивается мелкая моторика и кисть руки, что, как известно, напрямую связано с развитием мышления, а также с успешностью освоения навыков письма. Кроме моторики развивается и волевая сфера: нужно постараться не выйти за контур рисунка и научиться контролировать нажим карандаша. Раскрашивание развивает усидчивость и внимание ребёнка.
Рекомендации по использованию:
• информационный материал и развивающие задания меняются в зависимости от сезона, темы, возраста;
• дидактические пособия рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной, подгрупповой работе с детьми, и детьми в самостоятельной игровой деятельности;
• благодаря этой форме работы дети много узнают о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, придумывают загадки о ПДД, разгадывают ребусы, придумывают различные сказки и истории о правилах дорожного движения. Работа с лэпбуком позволяет разнообразить работу и повышает познавательный интерес у детей.
Список используемых источников информации
1. Романова Е. А. «Занятия по правилам дорожного движения». М. : ТЦ «Сфера», 2013г.
2. Старцева Ю. А. «Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. : ТЦ «Сфера», 2016г.
3. Наглядно-дидактическое пособие «Правила маленького пешехода», «Правила дорожного движения» ООО «Рыжий кот», 2013г.
4. Фото-ресурсы сети Интернет.
5. https://ts-sfera.ru
6. https://zanimatika.narod.ru/OBJ1_1.htm