Светлана Косенко
Лэпбук «Я помню! Я горжусь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие лэпбук «Я помню! Я горжусь!»
Публикация «Лэпбук „Я помню! Я горжусь!“» размещена в разделах
- День Победы. Лэпбуки к 9 мая
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» август 2024
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработали
воспитатели МБДОУ № 8
Пивненко Оксана Анатольевна
Косенко Светлана Георгиевна
Пояснительная записка
Дидактическое пособие направлено на патриотическое и нравственное воспитание детей. Позволяет расширить представление детей о празднике, его значении, познакомить с военной техникой, оружием того времени, его символами, городами-героями и орденами, развивать внимание, восприятие, память, мышление.
Данный лэпбук является средством для организации совместной работы педагога и детей, а также самостоятельной деятельности ребенка.
Лэпбук можно использовать не только во время тематической недели, посвящённой ко Дню Победы Великой Отечественной Войны, но и во время всего учебного года.
Актуальность выбранной темы.
Великая Победа
Всё, что стоит за этими словами, понятно людям старшего поколения.
Много лет прошло с того дня, как прогремел салют Великой Победы над фашисткой Германией. Для нас и наших детей та война – это уже история.
Победа в Великой Отечественной войне обошлась советскому народу дорого – ценой здоровья, молодости и жизни. И в память об их подвиге перед человечеством, на взрослых лежит ответственность воспитать уважение к великому празднику у наших детей. Мы помним историю и чтим память погибших за мир, в котором мы живем и благодарны им за светлое мирное небо.
А как объяснить дошкольникам, что такое Великая Отечественная война, как донести до их понимания величие и самоотверженность нашего народа, завоевавшего Победу?
Чтобы пробудить в ребёнке интерес к теме войны, надо показать ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в патриотическом воспитании дошкольников является использование тематической папки, или «лэпбука».
Мы постарались включить в него всё самое главное, что нужно знать и помнить ребенку о Великой Отечественной войне. Думаем, что данная тема всегда востребована и актуальна.
В процессе работы с лепбуком можно решить несколько задач:
Цель: формирование у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
Образовательные:
- Вызвать интерес у детей к истории Великой Отечественной войны.
- Познакомить с историей возникновения Вечного огня, с городами-героями, командующими фронтов.
- Продолжать знакомить детей со стихами, песнями.
- Способствовать накоплению знаний об исторических фактах и явлениях.
- Формировать чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Развивающие:
- Развивать патриотические чувства у детей к своей стране, своим предкам, геройски защищавшим свою Родину от фашистских захватчиков.
- Развивать монологическую, диалогическую речь детей.
- Развивать память, мышление, воображение, восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны.
- Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Данный лэпбук «Я помню! Я горжусь!» представляет собой папку, на страницах которой представлены развивающие блоки – карманы и карточки к ним, содержащие информацию для ознакомления дошкольников, дидактические игры и задания, направленные на развитие нравственных ценностей детей и взрослых.
Содержание дидактического пособия:
Информационный блок: (1, 2, 3, 4, 5 страница)
Карточки «Полководцы и маршалы ВОВ» (в кармашке) - с изображением полководцев и маршалов ВОВ и краткой информацией о них, доступной дошкольникам.
Задачи. Познакомить детей с известными полководцами, с их деятельностью и подвигами в годы ВОВ.
Карточки «Ордена и медали» (в кармашке) - с одной стороны изображение наград, с другой – краткая информация для детей.
Задачи. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми были удостоены герои за подвиги на фронтах ВОВ.
Мини-альбом «Символы войны».
Задачи. Познакомить детей с символами победы: боевыми наградами, со знаменем Победы, вечным огнём, памятниками воинам ВОВ, праздником «9 мая».
Мини-альбом «Города-герои» - с изображением городов – героев ВОВ и краткой информацией о них, доступной дошкольникам.
Задачи. Дать представление о «Городе-герое», за что назначалось такое звание городу, познакомить детей с памятниками, мемориалами, установленными в городах-героях. Побуждать детей во время рассказа взрослого поддерживать беседу. Развивать любознательность.
Карточки «Дети-герои войны» (в кармашке) - портреты детей, которые оказывали помощь солдатам на фронте.
Задачи. Познакомить с именами, подвигами детей-школьников в Великую Отечественную войну.
Карточки «Военная техника» (в кармашке) – представлена легендарная боевая техника, которая помогла одержать победу, в воздухе, на земле и в небе.
Задачи. Формировать представления детей о танке, военном самолёте, грузовике и другой технике, которая помогла победить в войне. Развивать речь детей, умение рассказать по предложенной картинке. Совершенствовать знания о военной технике.
Разложи технику: воздух, земля, вода.
Карточки «Военная форма» (в кармашке) – представлена военная форма и краткая информация о ней, доступная дошкольникам.
Задачи. Развивать речь детей, умение рассказать по предложенным картинкам (расскажи о форме и о солдате).
Карточки «Фотографии с фронта» (в кармашке) – собраны иллюстрации и фотографии военной хроники Краснодарского края. С помощью этих фотографий можно составлять небольшие описательные рассказы, рассказы-рассуждения. Расположить по порядку: проводы на войну, война, отдых, встреча, победа.
Задачи. Развивать речь детей, умение рассказать по предложенным картинкам.
Мини-книжка «Стихи о войне для детей» - разучивание стихов - развивать речь и память детей.
Мини-книжка «Песни военных лет» - рассказать о роли песни в военной службе, о необходимости песни на войне, учить вслушиваться в текст песни, понимать смысл текста, делиться впечатлениями от услышанного.
Книжка «Военные плакаты» - рассказать о жизни мирного населения во время ВОВ, познакомить с лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!».
Для совместной деятельности ребенка и взрослого предусмотрен материал: военные песни, стихи, информационные книжки – беседы с ребёнком о ВОВ, о символике, полководцах, детях-героях войны, оружии, городах-героях, наградах Великой Отечественной войны (карточки с текстом).
Все карточки можно использовать в зависимости от задач как отдельно, так и сопоставляя с другими.
Рассматривая карточку по теме «Ордена и медали», найти карточку с именем героя, который удостоен данной награды.
Рассматривая карточки «Военная техника», «Оружие ВОВ», «Военная форма» - сопоставить, кто на какой технике воевал, каким оружием пользовался и в какой форме.
Игровой блок: (6, 7, 8 страница)
Игровые задания:
Раскраски (в кармашке).
Задания для детей для развития мелкой моторики и мышления.
«Загадки-звёзды».
Задачи. Развивать навыки разгадывания загадок на военную тематику, активизировать словарный запас по теме.
Дидактические игры:
«Найди тень»
Задачи. Закрепить знания детей о военном транспорте, воспитывать гордость за Российскую армию.
«Лото» Военная техника»
«Собери картинку. Военная техника»
Задачи. Учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; закрепить знания детей о военной технике.
«Кем я буду в Армии служить?»
Задачи. Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Для самостоятельной деятельности детей можно использовать: раскраски, пазлы, лото, изображения орденов и медалей, а так же рассматривание фотографий, иллюстраций в информационных кармашках.
В перспективе материал лэпбука может заменяться, добавляться, интегрироваться.
В информационном блоке планируется добавить краеведческий раздел «Город Приморско-Ахтарск в годы Великой Отечественной войны». В игровом блоке в дальнейшем можно расширить количество логических и развивающих игр, заданий, направленных на практическую и творческую деятельность, на речевое развитие (мнемотаблицы стихотворений, пословицы и поговорки о войне, викторины).
Данное дидактическое пособие поможет дошкольникам понять, что такое Великая Отечественная война, позволит разнообразить работу и повысит познавательный интерес у детей к изучению этой серьезной темы.
Использованные интернет-источники и литература:
Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М. : ГНОМ и Д, 2008.
Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – с. 4.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004.
Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/под редакцией Кондрыкинской. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М. : Аркти, 2005.
https://aababy.ru/rannee-razvitie/igry-dlya-malyshey-chya-ten/naydi-ten/tank-ili-vertolet-chya-ten
https://9may-priz.ru/nagradi-vov
https://pptcloud.ru/raznoe/geroi-velikoy-otechestvennoy-voyny-240311
https://infourok.ru/prezentaciya-pioneri-geroi-3742381.html