Ирина Игошина
Дидактическое пособие «Календарь природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Календарь природы»
для старшей и подготовительной групп детского сада.
Предлагаю вашему вниманию авторское дидактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Обучающее пособие, предназначено для организации моделирующей природоведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Дидактическое пособие „Календарь природы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Календарь погоды и природы
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2015
Календарь природы я разместила в доступном для детей месте уголка природы.
В таблице календаря под моим руководством дежурный по уголку природы ежедневно после прогулки
• отображает состояние неживой природы, растительного и животного мира в результате наблюдений за сезонными явлениями природы,
• дети учатся делать самостоятельные выводы, устанавливать связи и зависимости в окружающем мире.
Основу календаря составляют три листа формата А4. Листы распечатываются, склеиваются, добавляются недостающие клеточки. Получается рамка, рассчитанная на 1 месяц.
Сверху рамки вместе с детьми приклеиваем время года, месяц, год, а свободное место вокруг заполняем соответствующими месяцу картинками. Каждая клетка таблицы – один день. В нее сверху наклеиваем день недели, а рядышком – число.
К таблице прилагается разрезной материал, который хранится рядом на полке в коробке. Важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. А поскольку они ещё не умеют читать, то времена года и названия месяцев различаются по цветам.
Какое сегодня число детей побуждаю узнавать утром у родителей по дороге в детский сад. Некоторые цифры дети знают, остальные помогаю находить я.
Дни недели у детей вызывают особые затруднения, поэтому разные цвета подкрепляю точками (рядом висит вспомогательная таблица).
Пособие помогает сформировать у детей отчетливые временные представления: при обсуждении заполненного календаря они наглядно видят протяженность месяца,
количество недель в месяце, количество дней в неделе.
Каждый день, наблюдая за погодой, отмечаем в календаре соответствующим символом (облачно, переменная облачность, ясно, гроза, дождь, снег, мороз, оттепель).
Знаки дети запоминают очень быстро и легко ориентируются в них.
Некоторые события, происходящие вокруг, тоже находят своё отражение в нашем календаре : дни рождения, календарные праздники, утренники, некоторые православные праздники.
Предметные картинки помогут закрепить знания об окружающем мире, расширят кругозор, пополнят словарный запас. Работа с ними учит фиксировать наблюдения с помощью готовых образов-картинок.
Набор сюжетных картинок по временам года необходим для лучшего понимания тех изменений, которые происходят в природе, и способствует формированию у детей отчетливых представлений о сезонных явлениях природы
На субботу и воскресенье даю детям «домашнее задание» : понаблюдать за погодой, «записать» ее значками на бумаге и принести в понедельник. Этот прием важен с точки зрения подготовки детей к школе, воспитания у них ответственности. В понедельник выясняется, как выполнено «домашнее задание». На основе детских «записей» заполняются в календаре клеточки субботы и воскресенья.
С помощью календаря природы можно научить не только фиксировать результаты своих наблюдений, но и развивать умение «читать» календарь.
Обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.
Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь.