Нина Лобанова
Многофункциональное пособие по развитию речи «Путешествие Маши и Медведя в страну знаний» (для детей 5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое многофункциональное пособие по развитию звуковой культуре речи и обучению грамоте
«Путешествие Маши и Медведя в страну знаний» (5 – 7 лет).
«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» писал Д. Б. Эльконин. Очень важно в период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Давно известно, что игровые формы работы с детьми дошкольного возраста наиболее интересны, продуктивны и целесообразны для усвоения детьми системы родного русского языка.
Публикация «Многофункциональное пособие по развитию речи „Путешествие Маши и Медведя в страну знаний“ (для детей 5–7 лет)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2015
Изготовленное мною пособие «Путешествие Маши и медведя в страну знаний», сможет помочь воспитателям в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению детьми звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения, активизировать словарь ребёнка, память, воображение.
Цели: 1. Формирование артикуляционного аппарата.
2. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. 3. Усвоение звукового анализа слов. 4. Ознакомление со слоговой структурой слова. 5. Анализ словесного состава предложения. 6. Развитие логического мышления. 7. Развитие мелкой моторики.
Описание пособия : пособие по развитию звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие Маши и Медведя в страну знаний» предназначено для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми 5 – 6 лет.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, материалов, которые можно использовать в соответствие с поставленной целью. Роль Маши и Медведя могут брать как взрослые, так и дети.
Варианты игровых упражнений и игр с использованием пособия
«Путешествие Маши и Медведя в страну знаний».
1. Игра «У каждого слова есть свой домик».
Цель: умение согласовывать существительные с местоимениями по родам и числам.
«В этих домиках живут слова, но они заблудились и не могут найти дорогу домой, давайте вместе с Машей и Медведем им поможем. В домике, где девочка, живут слова женского рода (она моя, где мальчик – мужского рода (он мой, где солнышко – среднего рода (оно моё, где дети, слова множественного числа (они мои).
«Зайка моя, я твой зайчик
Ручка моя, я твой пальчик
Рыбка моя, я твой глазик
Банька моя, я твой тазик
Солнце мое, я твой лучик
Дверца моя, я твой ключик
Ты стебелек, я твой пестик
Мы навсегда с тобой вместе» (выучить по желанию).
Слон – он мой (в домик №1, слово мужского рода).
Зайка – она моя, зайчик – он мой.
2. Игровое упражнение «Весёлая рыбалка». Цель: формирование навыков правильного дыхания, умение добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным.
«Маша и Медведь решили устроить соревнование, у кого из них быстрее рыбка поймает «наживку». Для этого нужно насадить «наживку» на край лески и подуть. У кого быстрее она дойдёт до рыбки, тот победит. Нужно набрать в рот воздух и делать плавный, длительный выдох через рот, тогда будет результат. Кто хочет посоревноваться с Машей и Медведем?»
Игра «Песенка цветов».
Цель: вырабатывать правильное, полноценное движение артикуляционных органов губ и щёк, умение различать и называть гласные звуки.
Отгадайте загадку.
В домике этом (рот)
Красные двери (губы)
Рядом с дверями
Белые звери (зубы)
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
Наш рот – домик звуков. Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения, делать гимнастику.
«Представьте себе, что мы вместе с Машей на лесной полянке, кругом цветы, красота. И вдруг мы слышим необычные песенки, это поют цветы и у каждого своя песенка.
«Мы в лесочек пойдём,
Мы цветочек найдём,
Из них веночки сплетём
С ними песенку споём-
А…., (У…., И, О….) Пение гласных звуков.
3. Игра «Четвёртый лишний».
Цель: развитие фонематического слуха, умение находить звук («с», и другие) в словах.
«Перед нами цветок,
Необычный лепесток
Мы картинки называем
Есть ли там звук «С» определяем.
«Поможем Маше найти лишний лепесток в цветке».
4. Игра «Волшебный сундучок».
Цель: умение на слух различать и определять звуки, рассказывать о них.
«Маша и Медведь нашли волшебный сундучок, там живут звуки.
Что же такое звуки. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Запомни: звуки мы слышим и произносим.
Мудрейшая птица на свете - сова Всё слышит, но очень скупа на слова. Всё взвесит, но редко-прередко болтает Вот этого многим из нас не хватает (выучить по желанию).
Какой первый звук в слове сова? Чтобы не ошибиться, произнеси слово потянув первый звук – СССова. Какой звук ты услышал? Звук [с]. Расскажи о нём. (Согласный, твёрдый). Положим картинку с совой на синий кружок. Какие картинки есть ещё в сундучке? Если слышим в названии птицы звук [с'], то кладём на зелёный кружок. ( Картинки: синичка, сорока, свиристель).
Вот теперь мы готовы к игре совы «Назови слово».
Назови фрукт, название которого начинается со звука «с». (слива) Назови животное, в названии которого звук «с» стоит в середине слова (лиса).
Назови цветок, название которого заканчивается звуком «с». (нарцисс)
• Самая болтливая птица (сорока).
• Ночная птица (сова).
• Число, следующее за числом шесть (семь)
• Птица с желтой грудкой (синица)
• Усатая рыба (сом)
• Что видим, когда спим (сон)
• Цвет моря (синий)
• Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с']).
5. Игра «Паровоз».
Цель: развитие фонематического слуха, умение делать звуковой анализ слов.
«Паровоз, паровоз, маленький, блестящий, он вагоны повёз, будто настоящий. Кто едет в поезде - плюшевые мишки, зайцы пушистые, кошки, да мартышки».
1. «Маша и Медведь встречают гостей, а кого догадайся. Сколько кружочков в окошке вагончика, столько звуков в названии гостя. Кто едет в синем вагончике? Догадайся».
2. Можно предложить детям картинку и попросить выложить название звуковой схемой ( материал: кружочки красного, синего, зелёного цвета).
6. Игра «Поляна гласных звуков».
Цель: умение находить ударную гласную в словах, развитие мелкой моторики рук.
«Маша прищла на поляну гласных звуков. Здесь она увидела козу и корову, которые спорили между собой, кто из них королева поляны, у кого молоко самое лучшее и полезное. Давайте вместе с Машей поможем им решить спор. Соберём слова на ударную гласную (А) и на ударную гласную (О). Кто больше наберёт слов, тот и будет КОРОЛЕВОЙ поляны. На картинку животного, за каждое придуманное слово на ударную гласную – А - кладём палочку козе, на ударную гласную - О – корове. Кто больше наберёт палочек, тот и будет КОРОЛЕВОЙ поляны. (Королева каждый раз меняется в зависимости от количества придуманных слов.)
КО - ЗА
КО – РО - ВА
7. Игра «Лесенка – чудесенка.
Цель: умение делить слова на слоги.
Медведь предлагает Маше поиграть.
1.«Маша, давай поиграем с лесенкой - чудесенкой. Я тебе показываю картинку, если в названии слова один слог, ты прыгаешь на первую ступеньку лесенки, если три, значит - на какую? Сколько слогов в слове свинья?
2.«Маша, измени слово свинья так, чтобы был один слог (два слога).
8. Игра «Школа».
Цель: умение составлять предложение по схеме, создание игровой ситуации.
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем :
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах; (выучить по желанию).
Маша с Медведем играют в школу. - Миша, придумай предложение о лисе по первой (второй, третьей) схеме. В каждом слове должен быть звук «С».