Маргарита Аникина
Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.
▼ Скачать + Заказать документы
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные технологии:
• логопедического обследования;
• коррекции звукопроизношения;
Публикация «Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями,» размещена в разделах
• формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
• коррекции голоса при различных нарушениях;
• развития интонационной стороны речи;
• коррекции темпо-ритмической стороны речи;
• развития лексико-грамматической стороны речи;
• логопедического массажа.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда (кинезитерапия, гидрогимнастика, Су-Джок терапия, фитотерапия, сказкотерапия.) На мой взгляд, эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух современности, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников с нарушением речи и позволили бы мыслить более продуктивно. Мышление, как и другие качества ума, можно развивать. Поэтому я в своей работе стала использовать метод дидактического синквейна. Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать Я учу составлять детей дидактические синквейны в форме игры. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у детей с ОНР.
Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Напомню, что слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Для этой цели существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. А второе правило, оно же и более современное и более распространенное дидактическое, которое и стали так широко применять в учебных заведениях многих стран, в образовательных целях. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие :
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?
Конечно же, умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит «Программе логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3уровень и служит средством оптимизации учебного процесса.
Я использую дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляем в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову-предмету по лексической теме, и составление дидактических синквейнов к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Я не ограничиваю детей в количестве придуманных слов согласно правилам построения дидактического синквейна. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается. Традиционно к международному дню 8-е Марта, мы выпускаем газету с детскими синквейнами о мамах.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя-логопеда, так и для его воспитанников. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём в коррекционной работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
Примеры детских дидактических синквейнов.
Лексическая тема: «Новый год»
1. Новый год.
2. Радостный, долгожданный.
3. Приходит, веселит, радует.
4. Я люблю этот праздник.
5. Подарки.
Лексическая тема: «Наш город»
1. Липецк.
2. Большой, чистый.
3. Растет, хорошеет, развивается.
4. Я живу в этом городе.
5. Липецк-город металлургов.
Лексическая тема: «8-е Марта»
1. Мама.
2. Умная, красивая, добрая.
3. Читает, вяжет, готовит, убирает.
4. Любит меня и папу.
5. Семья.
Лексическая тема: «Время года»
1. Зима.
2. Снежная, холодная.
3. Морозит, заметает, восхищает.
4. Серебристым снегом укрывает землю.
5. Волшебница.
Литература
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/ Д: Феникс,2011.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ,2002.
3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
4. Лалаева Р. И. ,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. 1999.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. ,1999.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн