Получи документы

Дидактический потенциал народных игр

Татьяна Грязнова
Дидактический потенциал народных игр
▼ Скачать + Заказать документы

«Дидактический потенциал народных подвижных игр»

Подготовила : Грязнова Татьяна Сергеевна

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Издавна народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Передовые представители культуры К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

Публикация «Дидактический потенциал народных игр» размещена в разделах

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени

развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить их в исполнение, проявлять инициативу, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Актуально звучат слова А. П. Усовой о необходимости более широкого использования педагогического потенциала народных игр в работе с детьми и недостаточной реализации их потенциала : «В практике воспитания народные игры не занимают ещё должного места, их положительные традиции почти не используются…»

На Руси подвижные игры на протяжении многих веков использовались в народной педагогике как эффективнейшее средство физического совершенствования. Так что же такое подвижные игры? По определению Э. Я. Степаненковой, «…подвижные игры с правилами – сознательная, активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами». Существует много взглядов на то, что такое подвижная игра, но

нигде мы не встречаем определения русской народной игры (хотя многие авторы часто упоминают национальные игры, указывая на необходимость их использования в работе с детьми).

А. П. Усова прямо говорит о том, что игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, «созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение».

Здесь мы видим попытку педагога дать определение русским народным подвижным играм, характеризуя их как передачу жизненного опыта одного поколения другому. На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. К. Д. Ушинский писал: «Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них

превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики»

В содержании народных подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребёнка и уточняющего его представления. В них вся игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка» и др.). В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребёнка, мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-

выручалочка», «Школа мяча»,» и т. д.).

В структуре народной игры выделяется единая цель и одноплановость действия, что подчеркивает классическую простоту такой игры. Народные игры имеют игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, считалка – это и проявление словесного детского творчества. Например, считалка

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц,

А за месяцем – луна,

Мальчик девочке слуга.

Ты слуга подай карету, а я сяду и поеду.

Я поеду в город Шую

Привезу гармонь большую.

А как выйду за село, заиграю весело!

Интересны и водилки, сопровождающие некоторые игры. Например, дети Владимирской области во время игры в прятки приговаривали: «На месте кашу не вари, а по городу ходи. Если в город не пойдёшь, никого ты не найдёшь» или «Топор, топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор».

Степаненкова Э. Я. в методике организации и проведения народных подвижных игр выделяет следующие этапы проведения игры: выбор игры; подготовка к проведению игры; организация играющих и объяснение игры; проведение игры и руководство ею; подведение итогов игры.

Особое внимание следует уделять ознакомлению дошкольников с новой игрой, при этом следует тщательно планировать предварительную работу, которая может в себя включать:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением спортсменов, космонавтов, военных, то есть представителей тех профессий, которые требуют хорошей физической подготовленности, крепкого здоровья, объясняя при этом полезность занятий физкультурой, спортом, прогулок и игр на свежем воздухе.

2. Рассматривание репродукций с картин, изображающих русских богатырей, игры и забавы детей и взрослых, например, В. М. Васнецов «Три богатыря», «Витязь на распутье»; В. И. Суриков «Взятие снежного городка», «переход Суворова через Альпы»; Б. М. Кустодиев «На ярмарке», «масленица», «Хоровод», «Деревенский праздник», а также иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, изображающие сильных, смелых,

отважных людей; фотографии с изображением жизни и игр детей в прошлом и настоящем.

3. Ознакомление детей с народными промыслами, отражающими быт, труд, отдых русских людей.

4. Составление коротких рассказов для детей об истории появления русских народных подвижных игр на основе имеющегося литературного материала.

5. Прослушивание записей русских народных песен, записей оркестра Владимирских рожечников. Использование их на музыкальных занятиях, на физкультурных досугах, на фольклорных праздниках.

6. В план предварительной работы с детьми можно включить и занятия, связанные с ознакомлением детей с родным городом, краем, Россией.

7. Разучивание русских народных считалок, жеребьёвок, закличек, которые затем могут использоваться в играх.

8. Можно предложить использовать и такую форму работы как домашнее задание, которое включит в себя посещение детей с родителями исторических мест родного города, разучивание считалок, разговор с родителями, бабушками и дедушками об их детских играх и забавах.

Например, можно рассказать детям старшего дошкольного возраста об истории игры Горелки. Свой рассказ начать с того, что игра Горелки была самой распространённой на Руси. Наши предки от крестьянина до боярина забавлялись этой игрой. Даже цари иногда в неё играли. Ежегодно в самый длинный день лета, летнего солнцестояния – 23 июня – у славян был праздник Ярилы (а позднее Купалы, посвящённый Солнцу. Отсюда и слова:

1 вариант

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Стой подоле, гляди в поле:

Ходят грачи, едят калачи.

Птички летят. Колокольчики звенят

Раз, два, не воронь.

Беги как огонь!

2 вариант

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

3 вариант

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три

Последняя пара – беги!

4 вариант

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

Тут гуси летят, на всю Русь кричат.

Га, га, га, га, га, га,

Не догнать нас никогда!

5 вариант

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

Делай дело – глянь на небо.

Облака плывут, журавли зовут:

Курлы-си, курлы-си

Побежим-ка по Руси.

6 вариант

Гори, гори, ясно

Чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят

Колокольчики звенят:

Диги – диги – диги – дон, выбегай

Из круга вон!

Затем можно познакомить детей с правилами игры, при этом не разучивать заранее слова рифмовки. Как советует А. П. Усова, лучше включить эти слова в проведение самой игры, как сюрприз. При выборе «горящего» можно использовать русскую народную считалку

Заря-зарница,

По морю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Вещи дорогие.

В процессе самой игры, как рекомендует А. П. Усова, рифмованные слова не проговариваются, а пропеваются, как в старинном варианте. Владимирская область – один из древнейших районов русской земли. Наш край богат своими традициями, здесь сложено много песен, потешек, забав, пословиц и поговорок, которые скрашивали порой нерадостное детство детей.

Особенно популярными и любимыми на Владимирщине были такие игры, как: «Десяты», «5 камушков», «Шандры» («Штандер», «Палочки – вышибалочки» и другие, которые развивали у детей мгновенную и правильную реакцию, глазомер, внимание. Интересны игры с бегом: «Догоняшки», когда водящих становится больше, а бегающих всё меньше и меньше, «Деревяшки», когда нужно встать или сесть на что-то деревянное, а то тебя осалят. А вот в Гусевском районе играли в игру «Ручеёк», где есть интересные слова:

Ходи, Петя, ходи в рай,

Ходи в дедушкин сарай.

Там и пиво, там и мёд,

Там и дедушка живёт.

Первый раз прощается, второй раз – запрещается,

А на третий раз, не пропустим вас!

Такие игры носят познавательный характер, развивают ловкость, выносливость, учат доброте, гостеприимству.

Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с народными подвижными играми, в том числе и Владимирскими, приобщает детей не только к физической культуре, развивая ловкость, быстроту, глазомер, быстроту реакции, но и расширяет кругозор, приобщает к культуре родного края. Радость движения в играх сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, таких как любовь и преданность Родине.

Варианты народных игр :

1. Цепи кованые (кандалы)

деревня Кол Гусь-Хрустального района Владимирской области. Игроки разделяются на две команды. Берутся за руки, образуя две шеренги, стоящие друг против друга на некотором расстоянии. Затем следует диалог между игроками шеренг:

Цепи! - Кованый - раскованный,

Кованые! Раскуйте одного!

Разорвите нас! Кого?

Кем из нас? Братца моего!

Колей! Как зовут его?

Сережей!

Коля (Серёжа) бежит к противоположной шеренге. Стараясь разорвать сцепление руки двух играющих. Если ему это удается, он с торжеством возвращается в свою шеренгу, уводя с собой одного игрока противоположной команды. Если не удаётся разорвать цепи, то он остается в шеренге соперника. Игра начинается снова.

2. Цапки

С. Слединово Александровского района Владимирской области. Один из игроков – ведущий. Он вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из играющих под ладонь ставит свой указательный палец. Ведущий припевает:

Собирайтесь, колдуны,

Под горячие блины.

Котик. Жаба. Цапа!

При слове «Цапа!» все быстро убирают свои пальцы. А ведущий, сжимая

ладонь, старается их захватить. Чей палец будет схвачен, тот выбывает из

игры.

3. Чурили

Д. Соколово Александровского района Владимирской области. Играющие выбирают двух водящих. Одному завязывают платком глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Трынцы – брынцы – бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет – того «жмурка» не поймает! После этих слов игрок с бубенцом начинает в них звонить и ходить в круге. А «Жмурка» старается его поймать. Как только «Жмурка» его поймает, их меняют другие игроки и игра продолжается.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Дидактический диванчик «Времена года»Дидактический диванчик «Времена года» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию ещё одну из моих работ. Долго не знала, как её представить. Решила назвать.

Дидактический комплект «Мурзик»Дидактический комплект «Мурзик» Дидактический комплект «Мурзик»М- мульти У – ультра Р – развивающий З – занимательный И – интерактивный К – комплект Дидактический комплект.

Дидактический КУБ по ПДДДидактический КУБ по ПДД Самым главным и актуальным вопросом в нашей работе является охрана жизни и здоровья ребенка. В каждой возрастной группе детского сада должен.

Дидактический куб по ПДДДидактический куб по ПДД Пособие получилось случайно. Саму основу делала моя коллега для чего то другого, но она не пригодилась и долго валялась на полке. Потом.

Дидактический материал «Листья» из фетраДидактический материал «Листья» из фетра Листья в воздухе кружатся, Так причудливо порой, Тихо под ноги ложатся То – коврами, то – горой… Вот кленовый лист кружится И пикирует.

Дидактический материал «Матрёшки» своими рукамиДидактический материал «Матрёшки» своими руками Представляю вам дидактический материал -"матрёшки".эти матрешки я беру на непосредственной образовательной деятельности по математике.

Дидактический материал «Угадай сказку»Дидактический материал «Угадай сказку» Этот материал я рекомендую использовать как самостоятельную игру, как элемент занятия или викторины по сказкам (например, замена бабой.

Дидактический стол «Составь сказку».Дидактический стол «Составь сказку». Предлагаю Вашему вниманию авторскую игру для детей младшей группы. Для создания этой игры мне потребовались обычный стол,самоклейка, скотч,.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический потенциал народных игр
Опубликовано: 22 июня 2021 в 09:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический потенциал народных игр» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Грязнова (УИ 886458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД