Евгения Невыпрягайло
Дидактические развивающие экологические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические, развивающие экологические игры "Зимующие птицы"
Цель:
Обобщить знания учащихся о многообразии и жизнедеятельности зимующих птиц родного края, их значение в природе и жизни человека.
Задачи:
Публикация «Дидактические развивающие экологические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах; познакомить с особенностями зимующих птиц; показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.
2. Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.
3. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
4. Содействовать сплочению детского коллектива
Предварительная работа:
- проведение цикла наблюдений за птицами,
- рассматривание картинок с изображением птиц,
- чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей.
- рисование детьми зимующих птиц
- разучивание стихов, сценки, песни, чтение рассказов о зимующих птицах.
Оборудование:
Иллюстрации птиц, маски птиц, мяч, ноутбук, колонки, классная доска, фотоаппарат и др.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие, приготовьте ваши ушки и глазки. Слушайте и запоминайте, так как вам нужно будет самостоятельно назвать тему нашего занятия. Сегодня мы отправляемся в гости к лесным жителям. Прислушайтесь внимательно. (Звучит фонограмма «Щебетание снегиря»)Догадались, к кому в гости мы отправляемся? Правильно, к птицам. Ребята, на какие две группы можно разделить всех птиц? А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян). А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)
Какие птицы изображены на наших картинках- масках?
Сформулируйте тему нашего занятия.
(обобщить знания о зимующих птицах, научиться распознавать их и узнать о том, чем можем помочь птицам зимой)
Наше занятие будет проходить в виде игры.
1. Игра «Прилетели птицы».
Цель: Уточнить представление о птицах.
Дидактический материал : Стихотворение о птицах.
Методика проведения: Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают и топают)
- Что неправильно, почему? (мухи)
- А мухи – это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают и топают)
- Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают и топают)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, кукушки, комары (дети хлопают и топают).
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, стрижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы.
Все вы молодцы.
2. Игра "Птичья столовая" :
Цель: необходимо назвать корм, соответствующий птицам.
Методика проведения: воспитатель поочерёдно кидает мяч детям, называя птицу. Дети называют корм, который птица любит больше всего, перебрасывая мяч обратно воспитателю. Если ребёнок ошибается, то делает шаг назад, если прав – шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее окажется около воспитателя.
Задания: Синица---кусочек сала, Клест---кедровые орехи,
Снегирь---ягоды рябины, Воробей---пшено, Голубь---семена подсолнечника и др.
3. Игра «Собери птицу и составь рассказ».
Цель: собери птицу и расскажи всё, что ты о ней знаешь.
Методика проведения: картинка с изображением птицы разрезана на несколько частей, нужно собрать рисунок (принцип пазл)
Данный вид работы дети выполняют в группах. Собирают голубя, снегиря.
Голубь.
Голуби живут в деревнях, в городах и становятся практически ручными, доверчивыми к человеку. Они очень внимательны и осторожны – к ним не так просто приблизится, они непременно замечают постороннего. Обладают очень хорошим зрением и слухом. Голос у голубей не громкий, звуки отрывистые, напоминают глухое воркованье. Голуби очень прожорливы. Основной их рацион составляют зерна.
Снегирь.
Очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.
Рефлексия
4. Игра «Угадай птицу»
Цель: По описанию воспитателя дети должны угадать о какой птице идёт речь.
Методика проведения: на полу разложены картинки с изображением птиц, на доске – макет зимнего дерева. Воспитатель описывает птицу, ученик, первым угадавший о ком идёт речь, имеет право посадить птицу на ветку дерева.
1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Подсказка. - летом она питается жучками, червячками, а зимой всем: и разными зернышками, и крошками хлеба, и вареными овощами. Но особенно она любит несоленое сало.
(синица)
2. Озорной мальчишка,
В сером армячишке.
По двору гуляет,
Крошки собирает.
Подсказка - это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Спокойно переносит холод. Он чистоплотен, постоянно охорашивается, охотно купается в снегу. Он назван так давным-давно за то, что стаи этих полевых птичек, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя эти стаи, кричали: «Вора бей»
(воробей)
3. Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает.
(сова)
Совы могут поворачивать голову почти на 270 градусов. Совы видят только прямо перед собой.
определять направление на источник звука. Не все совы ночные животные. Некоторые из видов сов охотятся днем: малая сова, снежная сова и большая серая сова. Они способны увидеть мышь, даже если ближайший источник света в виде одной свечи расположен на расстоянии в 500 метров.
4. Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор.
Подсказка – птица преимущественно небольшого размера. Обитают практически везде, где присутствует древесная и кустарниковая растительность. На территории России чаще всего встречаются на лесных пространствах, где птицы поедают различных древесных насекомых.
(дятел)
5. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? …
(ворона)
Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Всеядна. Эти сообразительные птицы пpекрасно приспособились к соседству человека. В последние годы они, например, научились систематически проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Вороны разоряют множество гнезд водоплавающих и даже хищных птиц.
6. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик.
Подсказка - Благодаря черно-белому оперению и длинному хвосту неповторима и легко узнаваема. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белые концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья - чёрные.
(сорока)
7. Друзья, куда же запропастился наш друг?
Чернокрылый, красногруды
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!
Подсказка - У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Воспитатель
-О каких птицах мы говорили?
-К какой группе относятся все эти птицы? (зимующие)
-Какую пользу приносят зимующие птицы?
(Они извлекают вредных насекомых и их личинки, зимующих в щелях деревянных строений, в трещинах и под корой деревьев и истребляют их.)
Молодцы ребята!