Алевтина Михайлова
Дидактические развивающие игры «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра «Как зовут птенца?»
Цель: упражнение детей в узнавании и назывании птенцов птиц : вороненок, воробушек, скворчонок, синичка.
Ход игры : воспитатель показывает иллюстрацию птицы. Ребенок должен назвать взрослую птицу и ее птенца. (это воробей, у воробья птенец – воробушек.
2. Дидактическая игра «Сравни и расскажи, чем отличаются»
Публикация «Дидактические развивающие игры „Птицы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Дидактические игры и пособия
- Темочки
Цель: закрепление знаний детей об отличительных особенностях птиц и животных.
Ход игры : на столе у воспитателя стоят животные: лиса, волк, медведь, заяц. И птицы : ворона, воробей, сорока. Дети должны найти отличия и назвать их.
- Чем птицы и животные похожи? (у птиц и животных есть туловище, голова, хвост)
- Что есть у птиц и нет у животных? (у птиц есть крылья, а у животных нет. У птиц клюв, а у животных пасть. У птиц тело покрыто перышками, а у животных шерстью.)
3. Дидактическая игра «Кто как поет?»
Цель: формирование артикуляции речи, отработка правильного звукоподражания птицам, закрепление знания детей об особенностях птиц.
Игровые правила: угадывать на слух название птицы по голосу.
Игровое действие: звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.
Материал: аудиозапись пения птиц : воробей, ворона, голубь, скворец. Карточки с изображением этих птиц.
Ход игры : дети должны угадать пение птиц : воробья, вороны, голубя, скворца и назвать их. Найти соответствующие карточки с изображением этих птиц.
4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством.
Материал: наборы из двух, - четырех картинок.
Ход игры : показать картинки, сказать, что если их расположить по порядку, то может получиться интересная история, а чтобы правильно положить, надо догадаться, что было сначала, что потом, и чем все закончилось. После выкладывания отогнуть приклеенные к ним карточки. Если картинки расположены верно, то снизу на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. После выполнения задания рассказать полученный сюжет.
5. Игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: учить ориентироваться в групповой комнате, пользуясь планом.
Материал: лист бумаги, карандаш, веревка.
Ход игры : нарисовать план групповой комнаты, кружками обозначить расположение гнезд для воробушков (стульчики, треугольник – гараж для автомобиля. Воробушки летают и клюют зернышки, услышав гудок автомобиля – разлетятся по своим гнездышкам. Веревкой отгородить гараж для автомобиля.
6. Игра «Отгадай загадку про птичку»
Цель: упражнение детей в отгадывании загадок про птиц. Закрепление знания названий птиц : воробей, синица, скворец, ворона.
Ход игры : дети отгадывают загадку и находят соответствующую карточку с изображением птиц на столе :
Серенькая птичка, птичка-невеличка.
Хочет сделать шажок, получается прыжок. (воробей)
Белые щечки, а грудка желтая.
На груди черный галстук. (синица)
Сам черный, пестрый, а клюв желтый.
По полям ходит, зерно смотрит. (скворец)
На дереве сидит, во все стороны глядит.
Кто куда бежит – каррр! Кричит! (ворона)
Как можно наших гостей назвать одним словом? Кто у нас в гостях? (птицы)
7. Дидактическая игра «Что за птица?»
Цель: уточнение и расширение представлений детей о жизни птиц осенью; умение описывать птиц по характерным признакам; воспитание заботливого отношения к птицам.
Ход игры : дети делятся на две группы. Одни описывают птицу, другие отгадывают. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая группа.
8. Словесная игра «Кто знает, пусть продолжает»
Цель: закрепление знания детьми названий птиц.
Вариант 1. Воспитатель называет обобщающее слово, а дети слова, относящиеся к данному значению.
Птицы – это… ласточка, ворона….
Вариант 2. Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.
Ворона, воробей, голубь – зимующие птицы.
Скворец, грач, журавль – перелетные птицы.
9. Дидактическая игра «Третий лишний»
На карточках две птицы и одно насекомое. Дети должны определить, кто лишний.
Дидактическая игра «Что изменилось»
На столе 3-4 карточки с изображениями птиц. Воспитатель убирает одну из них и спрашивает, что изменилось – 1 вариант.
2 вариант. На столе выкладываются 3-4 карточки и не убираются, а меняются местами.
10. Словесная игра «Повторяйте друг за другом»
Воспитатель называет любую птицу, например, сова, а ребенок повторяет названное слово и добавляет свое: сова, дятел. Следующий то же самое. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Играют один или несколько детей.
11. Танец «Веселые птички»
Пой-ка, подпевайка, десять птичек стайка.
Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, черненькое перышко.
Это – зяблик, это- стриж,
Это – развеселый чиж.
Ну а я – журавль, буду вожаком теперь.
Дети идут по кругу, высоко поднимая колени (аист, руки за спиной. Остановились. Повернулись в круг, чистят клювом перья. Купаются в луже. Бегут по кругу, машут крыльями. Остановились, повернулись в круг. Прыжки два раза на правой ноге, один раз на двух (несколько раз). Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки за спиной. Остановились и помахали кистями.
12. Игра «Заверши портрет птицы»
Раздать каждому контур птицы – без ног, крыльев, хвоста, клюва. Предложить подумать, чем может питаться эта птица и дорисовать ее. Обратить внимание на клюв. Он бывает в виде острой палочки, щипцов, лопаточки. Дети рисуют – звучат голоса птиц.
13. Игра «Накорми птицу»
На столах стоят три вида еды: ягоды в высокой бутылочке, орехи в скорлупе и в тарелочке, ягоды в широкой посуде с водой. Дети выбирают ту пищу, которой соответствует клюв на рисунке.
14. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»
Цель: закрепление знаний детей о животных, насекомых, птицах.
Ход игры : дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, птицу, насекомое, при этом поднимает обе руки вверх и говорит: «летит». Если нет, дети руки не поднимают. Кто ошибается, выбывает из игры.
Подвижная игра «Журавль и лягушки»
На земле чертится большой прямоугольник. Это река. На берегах кочки (на расстоянии 50см от берега). Один ребенок «журавль», а остальные «лягушки». «Журавль» сидит в своем гнезде. «Лягушки» усаживаются на кочки и начинают свой концерт.
Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулась лягушка,
И, надувшись, как пузырь,
Стала квакать из воды:
«Ква-кэ-кэ, ква-кэ-кэ,
Будет дождик на реке!»
«Журавль вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» прыгают в воду, где «журавлю» их ловить не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит и пока не вылезут снова «лягушки». «Лягушки» сидят до тех пор, пока не улетит «журавль».
15. Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»
Цель: обогащение словарного запаса детей названиями птиц, закрепление знаний моделей.
Заранее подготовить фишки. Выложить в первый ряд изображения зверей, во второй – птиц, в третий – рыб, в четвертый – насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, потом птиц и т. д., выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.