Татьяна Вахрушева
Дидактические принципы обучения и их психолого-педагогическое обоснование
▼ Скачать + Заказать документы
В основе организации процесса обучения детей лежат ведущие принципы дидактики. Их использование обусловлено возрастными и психофизиологическими особенностями и возможностями детей определенного возраста.
Под принципами обучения или дидактическими принципами понимаются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе форм обучения и содержания, методов и средств обучения (Козлова С. А.).
Публикация «Дидактические принципы обучения и их психолого-педагогическое обоснование» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Идея обоснования системы принципов обучения принадлежит Я. А. Коменскому. Основными его педагогическими идеями являются всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Но эта система оказалась достаточно подвижной: в последующие столетия одни ее принципы отвергались, наполнялись иным содержанием имеющиеся, а также вводились новые.
Сегодняшние принципы дидактики опираются в основном на законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности. Совокупность этих принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности педагога и познавательной деятельности детей.
Содержание учебного материала и методы его изучения обязательно должны быть научными. По-другому дети не смогут изучить основы научных знаний. Отсюда появляется необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходного положения, определяющего взаимосвязь обучения и науки.
Принцип научности – его суть состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.
Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил принципа научности :
- обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать;
- при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины;
- раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних условий, места, времени.