Луценко Оксана
Дидактические игры по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Луценко О. П.
Воспитатель д/с №42 г. Белгорода
Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Игровая деятельность детей, по мнению В. Н. Аванесовой [1], не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника.
Публикация «Дидактические игры по сенсорному развитию» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий. Другая группа игр - это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Основу этих игр [2], составляет четко определенное программное содержание дидактических задач. Взрослый обучает детей таким играм, и лишь затем они проводят их самостоятельно. Дадим краткую характеристику строительных, дидактических и подвижных игр.
Игра дидактическая - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями [3].
Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.
Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, то есть тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.
С. А. Козлова [4] выделяет два аспекта игры :
• познавательный, то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;
• воспитательный, те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
А. В. Печерога [5] делает утверждение что в обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка. Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т. е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.
Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в третьих – обменяться предметами.
Л. А. Венгер, выделяет структурные элементы дидактической игры.
1) обучающая задача: для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и другое).
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз (воспитывать внимание, мышление, память и другое). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания.
2) воспитывающая задача: всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
3) игровые действия: Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
4) игровые правила: основная цель правил игры - организовать действия,
поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.
Таким образом, особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется всеми структурными элементами игры. [6]
Результат игры рассматривается с двух сторон:
• для воспитателя результат игры- это является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре;
• для детей результат игры - это определённое достижение, например, отгадывание поставленных игрой загадок, выполнение поручений, игровых заданий.
В дидактических играх, применяемых в детских садах, результат игры выступает, прежде всего, в форме решения поставленной игровой задачи и даёт детям моральное и умственное удовлетворение.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру.
По мнению А. И. Сабировой [7], заканчивая игру воспитатель должен:
• поддержать интерес к дальнейшей игре,
• создать радостную перспективу ожидания.
Зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и творчески создаёт новые полезные и интересные игры.
Так под руководством дидактической игрой И. В. Дворова [8], понимает:
• правильное определение дидактической задачи познавательного содержания, определение игровой задачи и реализации через неё дидактических задач;
• продумывание игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре;
• определение игровых правил, предвидении обучающих результатов.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от девяти месяцев и старше. Они могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям.
Библиографический список.
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения детей в детском саду // Сенсорное воспитание в детском саду: пособ. для воспитателей. – М. : Детство-Пресс, 2009. – С. 125-155.
2. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 2008.
3. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека / А. Жичкина // Дошкольное воспитание. - 2002.- №4.- С. 2-6.
4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2001.
5. Печерога, А. В. П31 Развивающие игры для дошкольников. - М. : ВАКО, 2008. - 192 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Тербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
7. Сабирова, А. И Методическая разработка «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
8. Дворова, И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / И. В. Дворова, О. П. Рожков. - М. : Модэк, 2007.