МААМ-картинки

Дидактические игры по сенсорному развитию

Луценко Оксана
Дидактические игры по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Луценко О. П.

Воспитатель д/с №42 г. Белгорода

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Игровая деятельность детей, по мнению В. Н. Аванесовой [1], не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника.

Публикация «Дидактические игры по сенсорному развитию» размещена в разделах

Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий. Другая группа игр - это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Основу этих игр [2], составляет четко определенное программное содержание дидактических задач. Взрослый обучает детей таким играм, и лишь затем они проводят их самостоятельно. Дадим краткую характеристику строительных, дидактических и подвижных игр.

Игра дидактическая - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями [3].

Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, то есть тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.

С. А. Козлова [4] выделяет два аспекта игры :

• познавательный, то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;

• воспитательный, те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

А. В. Печерога [5] делает утверждение что в обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка. Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т. е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.

Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в третьих – обменяться предметами.

Л. А. Венгер, выделяет структурные элементы дидактической игры.

1) обучающая задача: для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и другое).

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз (воспитывать внимание, мышление, память и другое). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания.

2) воспитывающая задача: всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).

3) игровые действия: Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

4) игровые правила: основная цель правил игры - организовать действия,

поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Таким образом, особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется всеми структурными элементами игры. [6]

Результат игры рассматривается с двух сторон:

• для воспитателя результат игры- это является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре;

• для детей результат игры - это определённое достижение, например, отгадывание поставленных игрой загадок, выполнение поручений, игровых заданий.

В дидактических играх, применяемых в детских садах, результат игры выступает, прежде всего, в форме решения поставленной игровой задачи и даёт детям моральное и умственное удовлетворение.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру.

По мнению А. И. Сабировой [7], заканчивая игру воспитатель должен:

• поддержать интерес к дальнейшей игре,

• создать радостную перспективу ожидания.

Зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и творчески создаёт новые полезные и интересные игры.

Так под руководством дидактической игрой И. В. Дворова [8], понимает:

• правильное определение дидактической задачи познавательного содержания, определение игровой задачи и реализации через неё дидактических задач;

• продумывание игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре;

• определение игровых правил, предвидении обучающих результатов.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от девяти месяцев и старше. Они могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям.

Библиографический список.

1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения детей в детском саду // Сенсорное воспитание в детском саду: пособ. для воспитателей. – М. : Детство-Пресс, 2009. – С. 125-155.

2. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 2008.

3. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека / А. Жичкина // Дошкольное воспитание. - 2002.- №4.- С. 2-6.

4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2001.

5. Печерога, А. В. П31 Развивающие игры для дошкольников. - М. : ВАКО, 2008. - 192 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Тербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

7. Сабирова, А. И Методическая разработка «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

8. Дворова, И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / И. В. Дворова, О. П. Рожков. - М. : Модэк, 2007.

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторикиДидактические игры по математическому развитию и развитию мелкой моторики Хочу предложить вашему вниманию несколько игр по математическому развитию. 1) Игра "Собери матрешку" (цель: учить детей различать понятия.

Дидактические игры по развитию речи Дидактические игры по развитию речи. «Новое слово» Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок. Наглядный материал:.

Дидактические игры по сенсорному развитиюДидактические игры по сенсорному развитию Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, зрительное восприятие, память, внимание, воображение. Закреплять знание о цвете, форме.

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста своими рукамиИгры по сенсорному развитию детей раннего возраста своими руками Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей.

Мастер-класс дидактической игры по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук «Разноцветные грибочки»Мастер-класс дидактической игры по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук «Разноцветные грибочки» Уважаемые коллеги,хочу поделиться с вами игрой,которую я сделала для своих малышей. Для изготовления этой игры мне понадобился следующий.

Мастер-класс «Игры по сенсорному развитию из губчатых хозяйственных салфеток»Мастер-класс «Игры по сенсорному развитию из губчатых хозяйственных салфеток» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по сенсорному развитию «Гусеница»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по сенсорному развитию «Гусеница» Дидактическая игра по сенсорному развитию "ГУСЕНИЦА" Эта игра развивает моторику рук, а значит, речь. Учит малышей узнавать цвета - звенья.

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук в первой младшей группеНестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук в первой младшей группе Сенсорное воспитание,направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,служит основой познания мира,первой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по сенсорному развитию
Опубликовано: 20 июня 2020 в 18:36
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по сенсорному развитию» (включая файлы) размещена пользователем Луценко Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД