Любимова Ольга
Дидактические игры своими руками как средство обучения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры своими руками как средство обучения детей с ОВЗ
Игра - основной вид деятельности детей. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели : одна из них – обучающая, другая - игровая.
Публикация «Дидактические игры своими руками как средство обучения детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения при этом каждый взрослый, который занимается с ребенком (и педагоги и родители, должен помнить о возрастных особенностях, об отклонениях в развитии, характерные для той или иной категории проблемных детей. Дети с ОВЗ пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками, они часто не выделяют ведущую руку, движения их рук бывают неловкими, несогласованными. Взрослому необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры. В своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы часто используем игры, сделанные своими руками. Наши дидактические игры созданы и адаптированы для детей, испытывающих трудности в усвоении сенсорных эталонов (цвета, формы, величины предметов, в различении эмоций человека, в развитии мелкой моторики, зрительно -двигательной координации.
В процессе совместных игр дети учатся быть терпеливыми и выполнять определённые правила, уступать друг другу в случае необходимости, учатся высказывать своё мнение. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужны хорошие игры, создавайте и выбирайте их обдумано для своего ребёнка.
ЗАМОК «МОЛНИЯ»
упражнение на развитие навыков самообслуживания
Цель:
Учить детей застегивать замки-молнии.
Развитие ручной умелости.
Воспитание навыков самообслуживания.
Развивать целенаправленность действий.
Учить различать цвета, ориентироваться в упражнении на цвет, как на
значимый признак.
Оборудование:
Плотный лист картона обшит тканью и на нем нашиты замки
–молнии в разных направлениях и различного цвета, размера (длинные, короткие, широкие и узкие, качества (железные или пластмассовые)
Ход упражнения:
В ходе упражнения педагог объясняет детям назначение замка
–молнии и показывает, как им пользоваться. Вместе с детьми отрабатываются движения застегивания и расстегивания замка. Возможна отработка движений по словесной инструкции, когда педагог просит застегнуть замок синего цвета и т. п. При проведении упражнения каждое действие проговаривается «Я застегиваю железный замок», «Я расстегиваю длинный пластмассовый замок синего цвета».
Игры с крышками.
Бассейн.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет. Воспитание усидчивости и терпеливости в работе; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук,
Материалы: коробка с крышками.
Описание игры : На столе ставится коробка с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».
Задание 1. «Купание» рук в бассейне – опустить руки в «бассейн» по локоть, пошуршать крышками.
Задание 2. «Прятки».На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребенок должен опустить руки в «бассейн», найти и достать игрушку.
Задание 3. «Кто быстрее соберет». Крышки рассыпаны по ковру, воспитатель предлагает посоревноваться, кто быстрее собрет крышки определенного цвета.
Задание 4. Дайте малышу в руки одну крышку и попросите найти крышку такого же цвета. Обратите внимание ребенка на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный.
Задание 5. Предложить ребенку выложить две дорожки из трех – четырех крышек разного цвета. Сравните, какая дорожка длиннее, какая короче.
Составь узор.
Цель: Формировать знания детей о четырех основных цветах и их оттенках; учить детей выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь.
Материал: коробка с крышками, карточки.
Описание игры : На карточках дети выставляют крышки на специально нарисованные кружочки. Во время игры воспитатель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на карточке.
Игры с прищепками.
Чудо- прищепки.
Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, смекалки, мелкой моторики рук.
Материал: картинка,цветные прищепки.
Описание игры :
Детям предлагается разделить все прищепки по цветам: красные, желтые, синие, зеленые и распределить их картинке.
Разноцветный заборчик.
Задачи: закрепить название основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх - низ).
Оборудование: полоски картона 5х15 см, комплекты по 8 – 10 прищепок двух цветов.
Ход: детям раздаются комплекты по 8 -10 прищепок двух цветов и они должны построить заборчик, чередуя прищепки по цвету, прикрепить их к верхней стороне полоски картона (другой вариант к нижней).
Шаль с бахромой.
Задачи: закрепить понятие большой – маленький.
Оборудование: комплекты из картонного квадрата 10х10 (шаль, маленькие и большие прищепки.
Ход: Каждому ребенку взрослый дает по квадрату и на подносе маленькие и большие прищепки. Детям предлагается украсить «шаль» «бахромой», чередуя большие и маленькие прищепки.
Игры с крупами.
Данные игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого!
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость
Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка).
Описание игры :
Задание 1. Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки.
Задание 2. Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине.
Задание 3. Из фасоли можно выложить различные рисунки – геометрические фигуры, домик, цветочек и т. д.
Задание 4. Смешайте крупу (горох, фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям.
Задание 5. Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулаках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.
Задание 6. На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать.
Рисование на манке.
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость
Материал: емкость с крупой манка, коробка (из-под конфет или поднос, на дно которой приклеена темная бумага).
Описание игры :
Задание 1. Предложить ребенку нарисовать пальчиком все, что он захочет.
Задание 2. На дно коробочки можно положить любую картинку и предложить ребенку ее найти.
Задание 3. На крупу положите две картинки в разные стороны, пускай ребенок нарисует дорожки от одной картинки к другой (как в лабиринте).
Конструктор (сделан из целлюлозных салфеток)
Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
Совершенствовать все виды счёта.
Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам
(форме, величине, цвету) .
Развивать речь детей, умение делать простые выводы.
Закрепить и расширить пространственное представление.
Описание игры –
Задание 1.«Собери красивые бусы» - желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.
Задание 2. «Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .
Задание 3.«Найди пару», «Найди такую же…» - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
Задание 4.«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
Задание 5.«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Задание 6.«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,«самый большой», «самый маленький».
Задание 7.«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
Задание 8.«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами : овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Задание 9.«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Задание 10.«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) .