Ольга Комарова
Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое права и обязанности?
Право на жизнь» (Ст. 6)
«Я имею право.»
Цель: Дать дошкольникам правовые знания.
Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).
Публикация «Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников средней группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Права детей. Игры, дидактические пособия
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Средняя группа
- Темочки
Ход: Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право.». Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Ладони»
- Правая рука не может работать, играть без левой. Сравнение прав (правая рука) и обязанностей (левая рука). Права и обязанности дружат между собой. Кладем на ладошки права и говорим о том, как будем выполнять обязанности (левая ладошка).
«Волшебный сундучок»
Из сундучка достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить какое право означает каждый предмет: Свидетельство о рождении. Что это за документ и о каком праве он напоминает? (право на имя и фамилию). Игрушка солнышко – О каком праве напомнило вам солнышко? (право на отдых и досуг). Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь). Домик — Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество). Букварь — О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование). Игрушечные зайчиха и зайчонок — О ч м напоминают эти игрушки? (О праве реб нка быть вместе с мамой). Картинка семьи - Право реб нка на семейные связи.
«Цветик – семицветик».
Цель: определение уровня нравственного - правового развития ребенка.
Каждый ребёнок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нём можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернётся к тому ребёнку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, дети кружатся. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по – моему вели! Вели… (В. Катаев.)
Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.
«Бюро добрых услуг»
Взрослый раздает детям карточки-рисунки, а дети с опорой на эти подсказки рассказывают о своих добрых поступках (бездомная собака, собака с кошкой дерется, волк подходит к домику, где живут козлята, лиса вот-вот съест колобка, никто не хочет играть с маленьким мальчиком и т. д.).
«Сказочные герои и их права»
Цель: улучшать знания детей о правах человека. Развивать умение анализировать поступки персонажей знакомых сказок, делать выводы. Уметь правильно определять настроение и эмоциональное состояние человека. Закрепить знания пиктограмм прав человека.
Материал: большие карточки с изображением персонажей сказок - добрых и злых; маленькие карточки с изображением людей в разных эмоциональных состояниях пиктограммы прав ребенка.
Ход:
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я разве виновата? Мой дом растаял когда вышло солнце. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой-нибудь, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель : подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель. Вызывает ребенка и просит выбрать значок пиктограммы, которым обозначается право ребенка на неприкосновенность жилища.
«Спасатели».
Цель: Закрепить право на жизнь.
(Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине, на острове, в горящем доме. На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения).
Ход: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.
2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.
3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.
4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.
Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.
«Я умею».
Цель: Закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.
Ход: Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.
«Добрые дела»
Педагог даёт детям бумажные сердечки и предлагает складывать их в «коробочку добрых дел, но при этом ребёнок должен сказать, что хорошее он сделает или уже сделал.
Педагог кладё т сердечко в коробочку и говорит: «Я подклею книги»
Дети: «Я научу Вову рисовать машину», «Я помогу нянечке убрать посуду».
Когда сердечки окажутся в коробке, педагог говорит:
-Ребята только подумайте, сколько разных добрых дел мы можем сделать за один лишний день в детском саду. Мы можем сделать свою жизнь интересной. Надо уметь дружить, любить, и заботится о своих близких, заниматься любимыми делами. Кто-то любит рисовать. Можно дарить рисунки своим друзьям. Кто-то хочет научиться играть на музыкальном инструменте и сочинять песни, которые принесут радость многим людям.
«По-разному зовутся дети…»
Право ребёнка на имя и гражданство (ст. 7, ст. 8)
«Я с вами дружу»
Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Скажите, что вы будете играть в игру с именами. Первый, кто начнет игру, выходит в центр круга и говорит:
- Привет, ребята, Я с вами дружу. Меня зовут. Смотрите, что я покажу.
И в этот момент ребенок должен сделать какое-нибудь простое телодвижение. Например, он может помахать руками, как птица крыльями. После этого остальные дети отвечают ему:
Привет, ___, Мы с тобой дружим тоже, И мы так сделать можем!
Вся группа копирует показанное ей движение.
«Назови ласково»
Цель: Познакомить детей с ласковыми именами.
Ход: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать, как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка. В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.
«Добрый волшебник»
Цель: дать понятие детям о том, что имя человека необходимо произносить ласково, по-доброму, никто не имеет права грубить человеку. Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: волшебная палочка.
Ход игры : Педагог предлагает детям представить, что их заколдовал злой волшебник –грубиян, он обзывал каждого из них грубыми словами. Все дети группы перестали говорить, смеяться, двигаться. Дети располагаются по залу, в застывшей позе. Педагог поясняет, что расколдовать детей может только добрый волшебник, который прикоснется к каждому ребенку волшебной палочкой и назовет его ласково по имени. Дети поочередно исполняют роль доброго волшебника.
«Найди себе пару».
Цель: Закрепить знания имён, учить подбирать рифмующиеся имена.
Ход: Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.
«Я знаю…» (со скакалкой).
Цель: Закрепить знание имен девочек и мальчиков, развивать память, мышление.
Ход: Ребенок прыгает через скакалку и на каждый прыжок называет имена девочек или мальчиков. Игра может проводиться в виде соревнования.
«Назови полное имя».
Цель: Закрепить знания «взрослых» имен людей; развивать речь.
Ход: 1 вариант. Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя.
Тема, Темочка – Артем.
Коля, Николенька, Колечка – Николай.
Настенька, Настюша – Анастасия.
Леша, Алешенька – Алексей.
2 вариант. Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную.
Людмила – Люда, Людочка, Мила.
Елена – Лена, Леночка
«Подрастающие имена»
Цель: Активизировать в речи полные мужские и женские имена.
Ход:
1 вариант: (на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает: «Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно. Звали эту девочку ласково Светочка. Девочка подросла, пошла в школу и стали ее звать Света. Сейчас она взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно - же о себе. Моя мама зовет меня по – прежнему ласково – Светочка. Мой сын зовет меня «мама». Мои друзья – «Светой». А в детском саду я для вас всех – «Светлана Владимировна». Вы растете, а имена растут вместе с вами. Далее Воспитатель называет имя, а дети его полное имя.
2 вариант: Мы подрастаем и вместе с нами становятся полными наши имена, н-р: Саша – Александр, Света – Светлана. Далее, воспитатель называет имя, а дети – его «взрослое» имя.
«Луг имен»
Воспитатель :
- В России, есть много имен, которые пришли к нам из других стран. Например, Екатерина – чистая, оно пришло к нам от древних греков. Вы дома уже беседовали с родителями, на тему - откуда пришло ваше имя.
Наши именам - они, словно цветы на лугу. А лугом станет карта мира. Предлагаю вам украсить наш «лужок» (магнитная доска) своими именами (имя написано на цветке, дети называют имя и выносят свой «цветок» - имя на лужок, «цветочки» подготовлены вместе с детьми в ходе предварительной работы, одновременно на карте показываем страну) :
персидское имя – голубой цветок,
греческое – красный,
еврейское – зелёный,
латинское – жёлтый,
русское – оранжевый,
украинское – светло-зелёный,
славянское – оранжевый.
- Почему наши цветы такие разные?
«Волшебный клубок»
Дети передают клубок по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами.
Игра с мячом «Дин - дон».
Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.
Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.
Ну а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй.
Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!
Как зовут котенка? Кис – кис – кис!
Ну а как ребенка?.
«Шляпа знакомств».
Воспитатель : Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество и при этом принимать какую-то позу. Остальные ребята будут повторять показанную позу и хором называть ваше имя. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)
«Объясни имя».
Цель. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие и внимание.
Воспитатель : У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:
• Незнайка (он ничего не знает).
• Корова Бурёнка (коричневая, бурая).
• Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями).
• Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле).
• Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета).
• Дюймовочка (девочка очень маленького роста).
• Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать).
• Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).
«Дети мира: все мы разные, но все мы равные»
Право на культурную и национальную самобытность, родной язык (ст. 30)
«Угадай, кого мы загадали»
Цели: формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга; способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств; учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.
Ход игры:
Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.
«Поменяйтесь местами» (игра малой подвижности).
Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Дети становятся в круг. Педагог предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т. п. Например, педагог говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т. д. Игра проводится 3-4 минуты.
«Тихая вода, угадай меня»
Соберите в круг 5 – 9 детей. Объясните правила игры. Повяжите желающему на глаза повязку. Он должен стоять в центре круга. Остальные дети берутся за руки и начинают водить вокруг него хоровод, напевая:
«Вокруг Андрея мы шагаем, где мы остановимся, Андрей не знает»
Через несколько секунд ребенок в центре говорит: «Тихая вода!», и дети останавливаются. Ребенок в повязке идет вперед, пока не дотронется до одного из детей в круге. Ощупав его лицо и одежду, он пытается угадать, кто перед ним и называет имя этого ребенка. Теперь названный ребенок может в свою очередь надеть повязку. Объясните детям, что когда у них завязаны глаза, они должны дотрагиваться до другого ребенка бережно и осторожно. Когда дело касается физических контактов, маленькие дети могут быть непреднамеренно грубы и неосторожны. Внимательно наблюдайте за детьми и, если необходимо, направляйте их. Если ребенок в повязке не может определить, кто перед ним стоит, попросите стоящего перед ним ребенка сказать несколько слов.
«Кто, где живёт?»
Цель игры : закрепляем знания детей о странах, народах, которые живут в них.
Ход игры : дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Америке – американцы, в Англии – англичане).
«Вещи заблудились»
Дидактическая задача : закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.
Игровые действия: соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.
Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов, среди которых один элемент не соответствует костюму данного народа ( например: сарафан, кокошник, тюбетейка).
«Чей дом?»
Дидактическая задача : показать детям многообразие материальной культуры народов мира на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.
Игровые действия: соотнесение.
Материалы: два вида карточек – с изображением жилищ (чум, хата, изба и т. д.) и людей в национальных одеждах.
«Найди по описанию»
Дидактическая задача : учить детей находить и называть национальный костюм по описанию, закреплять знания о костюмах народов России.
Игровые действия: педагог рассказывает о костюме, не называя народ, а дети находят карточку и называют о каком костюме идёт речь.
«Чей орнамент?»
Дидактическая задача : назвать элементы национального орнамента.
Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.
Игровое правило : по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.
Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов
«Все мы разные»
Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель : «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.
«Все мы похожи»
Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже».
«Я хочу с тобой дружить».
Ведущий предлагает детям поиграть с клубочком. Он передает клубочек одному из детей, который должен намотать нитку на руку и передать другому ребенку, тому которому захочет. Предавая клубок, нужно сказать волшебные слова: «Буду так я говорить:
- Я хочу с тобой дружить!»
Ведущий начинает игру:
«В руки я клубок возьму,
Ручку обмотаю.
А кому его отдам –
Мы сейчас узнаем…»
Передает клубок ребенку со словами:
«Буду так я говорить:
- Я хочу с тобой дружить!»
Ребенок повторяет действия ведущего – берет в руки клубочек, обматывает ручку.
Ведущий продолжает, называя имя ребенка:
«Леночка клубок возьмет и т. д. …»
Игра продолжается, пока клубочек не вернется к ведущему, который натягивает ниточку и говорит:
«Буду так я говорить:
- С вами я хочу дружить!»
Потом предлагает детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.
«Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой».
«Вот тебе моя рука»
Ребёнок – инвалид имеет право
на особую заботу и обучение (Ст. 23)
«Поводырь»
Цель игры : развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Ход игры : в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролям.
Игра-тренинг «Цветик-семицветик».
В. Дети, помните сказку «Цветик-семицветик»? (Краткая беседа по сказке.) У меня тоже есть лепестки. Давайте сейчас вместе с вами составим из них цветок. Подумаем и напишем на лепестках, чем можно помочь детям-инвалидам:
1-й лепесток - читать и рассказывать им сказки, рассматривать картинки;
2-й лепесток - делиться игрушками;
3-й лепесток - относиться к ним с уважением, не смеяться, не дразнить их;
4-й лепесток - помогать передвигаться (в коляске или переводить через дорогу);
5-й лепесток - помогать одеваться;
6-й лепесток - рассказывать им смешные истории;
7-й лепесток - делать подарки.