Мухамедшина Татьяна Валентиновна
Дидактические игры по ознакомлению с животными (часть 1)
▼ Скачать +Заказ
Октябрь
Тема: «На бабушкином дворе».
Рассматривание «Живой картинки» - на фланелеграф выставляются плоскост-ные картинки домика, и домашних птиц: петушок, курочка и цыплята, гусь и гусята, утка и утята. Если дети хорошо знаю этих птиц, то можно выставить индюка.
Педагог читает потешку: «Наши уточки с утра» и предлагает детям показать, как хо-дят птицы.
Игра «Чудесный мешочек» - предложить детям потрогать игрушки петушка, курочки, гуся и утки. Затем убирает игрушки в мешочек и предлагает ребёнку на ощупь узнать, кто это.
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению с животными (часть 1)» размещена в разделах
«Петушок поёт» - построить петушку забор. Петушок взлетает на забор и поёт свою песенку. Затем предлагается построить забор повыше.
Можно прочитать стишок: Рано утром на дворе
Просыпаюсь на заре.
Ку-ка-ре-ку я кричу,
Разбудить ребят хочу – попросить ребёнка повторить стих.
«Курочка и цыплята» - разложить на столе белые и жё лтые кубики: это курочка и цыплята. Рассыпает на столе пуговицы – зёрнышки. Педагог кладёт ладонь на ку-бик, выставляет вперёд указательный палец – клюв. Постукивает по зёрнышкам «клюёт». Предлагает ребёнку тоже покормить своих курочку и цыплят. Во время игры побуждать ребёнка изображать, как курочка зовёт своих цыплят и как цыплята ей от-вечают.
Игра: «Вышла курочка гулять» - дети с жё лтыми помпончиками в руках выпол-няют движения под песенку: «Вышла курочка гулять».
Самостоятельные игры детей с игрушками, изображающими домашних птиц.
Вкладыши: «Построй цыплят по размеру».
Собери картинку: «Кто живёт у бабушки».
Тема: «Заяц».
«Знакомство с зайкой» - уточнить представления детей о внешнем виде зайца; развивать память, мышление, воспитывать бережное отношение к животным. Вот какой забавный зайка,
Ты не бойся, побегайка!
На макушке – длинные ушки,
Пушистая спинка, мягкий животик,
А сзади у зайки – коротенький хвостик.
Тебя не будем обижать,
Будем с зайчиком играть.
Дети рассматривают зайку, показывают, где у зайки хвостик, ушки. Гладят спинку, го-ворят какая она, гладят животик. Показывают где у зайки лапки и как он на них пры-гает. Проводится игра.
«Зайка серенький сидит» : воспитатель читает стихотворение, показывает соот-ветствующие движения, дети повторяют за ним.
«Найди пару» : на столе картинки с изображением игрушечных зайцев. Это дру-зья зайки. Посмотрите и скажите, какие они ( дети описывают картинки: этот заяц большой, у него красный бант на шее; а этот маленький с синим бантом). Можно брать 2 – 3 картинки, с разными изображениями. Затее раздаёт детям картинки и предлагает найти пару к своей картинке. Сравнивают картинки.
«Спрячься от лисы» : жил-был в лесу зайка. Покажите, какой был зайка: дети, показывают какие у зайки ушки, хвостик, как зайка прыгает. Но зайка очень боялся лису. И как только лиса появлялась в лесу зайка убегал. Давайте и мы поиграем. Вы будете зайки, а я лиса (одевает детям шапочки; берёт в руки игрушечную лису). Дети прыгают на двух ногах, поджав руки к груди, садятся отдохнуть на полянке. По ко-манде «лиса» убегают в отведённое место. Игра проводится 2 – 3 раза, лисой можно предложить стать ребёнку.
«Зайчик и белочка» : для этой игры понадобятся картинки с изображением морковок и орехов (по 5 – 6 штук). Две игрушки – зайчик и белочка.
Дети рассматривают игрушки и вспоминают, что любят зайки, а что белочки. Сажает игрушки в разные места комнаты и просит детей отнести зайке все морковки, а белочке орехи. Дети рассказывают, что они принесли зайке, а что белочке.
Аналогичную игру можно провести с другими персонажам – мишкой, ёжи-ком, собачкой и тд. Игрушки можно заменять их изображением, а «продукты» – ку-биками, шариками, или другими заместителями. Важно чтобы в игре ребёнок научился выполнять инструкцию взрослого и осуществлял классификацию предме-тов.
Полезно будет слепить для зайчат морковку или нарисовать на снегу заячьи следы.
Можно предложить детям разрезные картинки из 2, 3 или 4 частей с изображе-нием разных зайцев.
Пазлы: «Зайчонок».
Дидактические игры : «Зайка в гостях у ребят», «Выбираем еду для зайки», «Купаем зайку», «Выкладывание ёлочек для зайки из треугольников».
Ноябрь
Тема: «Кошка с котятами».
«Знакомство с кошкой и котятами» : называть кошку и котёнка – игрушку и на картинке. Называть части игрушки, находить сходства и различия, отвечать на во-просы; произносить звукоподражания, развивать внимание, память, речь, тактиль-ные ощущения.
«Найди миски для кошки и котёнка» : что любит кошка с котятами: молочко, сметану. Давайте угостим их молоком. Кошка, какая – большая, а котёнок – малень-кий. Какую миску дадим большой кошке? Кладут перед кошкой большой красный кружок, а маленькому котёнку маленькую миску – маленький красный кружок. «По-нарошку», наливают молоко в миски. В следующий раз кошка говорит, из какой мис-ки она будет пить молоко, дети выбирают кружок заданного цвета и кладут перед кошкой или котёнком.
«Кошка Мурка» : У кошки Мурки, Показывают ладошками ушки.
Ушки на макушке.
И пушистый хвост трубой. Поднимают руки вверх.
Иди киска домой. Шагают на месте.
Кошка любит молоко, Показывают, как кошка лака-ет.
Его лакает языком.
Выпьют всё и лягут спать. Ладошки под щёчку.
Мы не будем ей мешать. Ходят тихо на носочках.
Во втором варианте педагог показывает детям картинки и просит повторить и показать, что на них делает кошка.
«Кошка и котёнок» : на столе у педагога игрушка, накрытая платком.
-Кто же спрятал под платком? У него мягкая шубка, острые коготки, пушистый хвост и длинные усы. Не узнаёте? Она очень любит молочко. А ещё она умеет мурлыкать. Да это кошка. Открывает платочек. Под платочком кошка с котёнком. А это котёнок – он детёныш мамы кошки. Предложить детям помяукать как большая кошка, и как маленький котёнок. Пройтись как большая кошка и как маленький котёнок.
Чтение стихов о кошке и котята Г. Сапгира «Кошка», В. Сутеев «Капризная кош-ка», В. Берестова «Котёнок».
«Собери картинку» - собрать картинку из 2, 3, 4 частей.
«Найди пару» - подобрать к заданной картинке пару.
«Угадай, что на картинке» - закрыть одну половинку картинки и угадать, что нарисовано на целой картинке.
Тема: «Медведь».
«Медведь большой и маленький» : познакомить с внешними признаками мед-ведя, название частей его тела; расширить и уточнить словарь по теме; учить отвечать на вопросы, находить изображение на картинке, сравнивать предметы по величине при помощи наводящих вопросов. Развивать умение играть с мишкой. Развивать внимание, память, мышление, моторику.
К нам сегодня должен прийти гость. А кто к нам придёт, угадайте:
Ходит в шубе круглый год,
Очень любит сладкий мёд,
Очень любит он поспать.
Громко может он рычать: «Ры –ы –ы!».
Шагают косолапо его большие лапы,
О нём читаю в книжке,
Кто же это… (Мишка).
Дети отгадывают загадку, педагог вносит игрушку мишку. Вот посмотрите, кто к нам пришёл. Подойдите к мишке ближе, погладьте его спинку, – какая она; потрогай-те ушки, гладкий носик и мягкий животик. Посмотрите, какие у него глазки. А какие толстые лапы с когтями. А где у мишки хвостик?
А кто это там ещё скребётся за дверью? Вносит второго мишку. Он меньше чем первый. Дети рассматривают второго мишку и сравнивают их. Педагог побуждает де-тей самостоятельно рассказывать о мишке.
«Найди мишку» : педагог прикрепляет на мольберт картинки с изображением игрушек, затем указывает на них и просит детей показать мишку. Мишка спрятался среди игрушек, найдите его. Дети по очереди подходят к мольберту и показывают мишек. Затем предложить детям показать, как мишка ходит, как рычит большой и как рычит маленький медведь.
«Найди домик для мишки» : внести мишку игрушку. Ребята у мишки есть друзья – медвежата, но они заблудились. И теперь не могу найти свои домики. Поможем медвежатам? Выставляет на фланелеграфе три домика разной величины. Сколько домиков? Много. Покажите самый большой домик, средний и самый маленький. Вы-ставить трёх мишек разной величины. Попросить детей расставить мишек к своим домикам. Все мишки нашли свои домики, больше не теряйтесь в лесу.
Аналогичную работу можно провести с мишками одинаковой величины, привя-зав им разные банты. А у домиков разные крыши.
В конце года мишек можно заменить условными цветными знаками.
«Медвежья семья» : перед детьми ширма, за которой спрятались медведи. Пе-дагог отодвигает ширму. За ней три медведя. Они сидят на стульях за столиками, пе-ред ними стоят миски. Воспитатель читает детям стихотворение:
Мишки по лесу гуляли,
И малину собирали,
Очень мишеньки устали,
И немного задремали.
– А мишки устали так, что перепутали свои столики, стульчики и миски. Помогите им сесть за свои столики и на свои стульчики и взять свою миску. Дети рассаживают ми-шек за столики и ставят перед ними миски соответствующего размера.
Эту же работу можно провести на фланелеграфе, вместо столиков, стульев и ми-сок использовать условные знаки.
Продуктивная деятельность: лепка мисок и пряников для мишек, рисование дорожек к домикам мишек, строительство мебели для мишек, скамеечек.
«Разрезные картинки» : собрать картинку из 2, 3, 4 частей.
Пазлы «Мишка».
«Найди пару» и другие.
Декабрь
Тема: «Собака со щенятами».
«Знакомство с собакой и щенком» : познакомить с домашними животными (собака и щенки); учить рассматривать и сравнивать их; уточнять знания о частях тела собаки, повадках. Активировать словарь по теме; отвечать на вопросы; произносить звукоподражание. Развивать речь, слуховое внимание, общую моторику, тактильные ощущения.
Педагог загадывает детям загадку: Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака). – Предлагает найти игрушку собачки среди других игрушек. Дети находят игрушку и приносят её воспитателю. Посмотрите какая красивая собачка. Потрогайте её шёрстку, какая она? (мягкая, пушистая, тёплая). Какой у собаки хвост (длинный, пушистый). Какие ушки, лапки? Собака большая или маленькая?
Собака лает: «Гав – гав- гав!»,
У неё весёлый нрав.
И большой пушистый хвост,
С детками играет -
Лапой мяч катает.
А устанет, ляжет спать
На свой коврик под кровать. – Дети выполняют движения по ходу стихотворения.
«Где собачка, где щенок?» - рассматривание и сравнивание собаки и щенка, звукоподражание.
«Кто лает?» : педагог ставит на стол ширму, за которой прячется собака и ще-нок. Даё т детям инструкцию: «Вспомните, как лает собака и как щенок?». Сейчас со-бака или щенок будет лаять, а вы угадайте, кто лает. Педагог произносит звукопод-ражание высоким или низким голосом, дети угадываю. Затем предлагает детям по очереди произнести звукоподражание.
«Рассматривание сюжетных картинок с изображением собаки и щенят» : жила - была собака, и были у неё (щенята). Мама – собака (большая, а щенята (ма-ленькие). Они живут в будке, будку для собаки построил человек. Он кормит собаку и щенят мясом, косточками, ухаживает за ними. А собака охраняет дом человека. Ще-нята как дети очень любят играть: они бегают друг за другом, кувыркаются на земле, рычат и лают. Когда они сильно шалят мама – собака может наказать своих детей. Покажите, как играют щенята, как они лают? Дети произносят звукоподражание.
Продуктивная деятельность: конструирование будки для собаки и щенят, ри-сование «Украшение коврика для собаки», лепка «Мяч для щенка».
Разрезные картинки, пазлы, лото, вкладыши.
Игры с игрушками собакой и щенком.
Тема: «Птицы зимой».
«Какие бывают птицы» : уточнять и расширять представления о диких птицах зимой; внимательно слушать и наблюдать; расширять словарь по теме; отвечать на вопросы словом и предложением; учить подбирать действие к предметам («птичка клюёт», «птичка летает» и т. д.). Развивать память, мышление, моторику. Воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.
На фланелеграфе изображения птиц. Посмотрите, кто к нам прилетел? (Птицы). Сколько прилетело птиц? (Много). Показывает на птицу и спрашивает детей кто это? Ворона. Она какая? (большая, чёрная, как кричит ворона). А это снегирь. У него крас-ная грудка? Какая грудка у снегиря? Какая красивая птичка. А как её зовут? (Снегирь).
А эту маленькую серенькую птичку зовут воробей. Как чирикает воробей? Как он прыгает? А что любит воробей? (Хлебные крошки).
А вот ещё красивая птичка прилетела к нам. Это синичка. У неё жёлтая грудка. Как зовут птичку с жёлтой грудкой. Какая грудка у синички.
При рассматривание птиц педагог просит детей показать, где у них голова, кры-лышки, хвостик. Показать, как летают птички, прыгают, клюют зёрнышки.
«Кормление птиц» : зимой птичкам трудно найти корм. Нет травки, жучков, червячков. Давайте покормим птичек. Это кормушка. Её сделали старшие дети. Кор-мушки вешают зимой на дерево, и насыпают в них корм (хлебные крошки, семечки, пшено). Вот так насыпают. Кто прилетит к кормушке (выставляет птиц – если нет иг-рушек, можно взять картинки). Что мы положим в кормушку? Как птички будут кле-вать? Как они нас отблагодарят? (споют свои песенки). Предложить детям полетать как птички, насыпать зёрнышек на ладошку, поклевать.
Вот летели птички, Сел на ветку снегирёк,
Птички невелички. Брызнул дождик - он промок.
Крыльями махали, Ветерок подуй слегка,
На дорожку сели, Обсуши нам снегирька.
Зёрнышек поели.
Чтобы были чище, Чики – чики- кички,
Пёрышки почистим. Летели две синички.
Собой невелички…
«Рассматривание игрушечных птиц» : педагог вносит красивую коробку. Хоти-те посмотреть кто у нас в коробке? Достаёт из коробки птичек по одной. Дети назы-вают каждую птицу. Рассматривают их, называют, где клюв, крылья, лапки, хвост. (Воробей, синичка, снегирь, голубь). Последней достаёт сову. Дети рассматривают сову, определяют, что она больше других птиц. У неё большая голова, на голове большие круглые глаза. Показать детям как кричит сова. Предложить повторить.
Совушка, сова, большая голова.
Живёт в лесу, не боится лису. – Рассказать детям, что в лесу сова питается мышами. Ночью сова спит на ветке, а днём летает. Поиграть в игру: «День и ночь».
«Сложи картинку из частей» : дети собирают картинку из частей. Вначале нужно давать одну картинку из 2, 3, 4 частей. Затем можно давать 2- 3 птички из 2 ча-стей. В конце года дети могут собирать пазлы птичек из 6 – 9 частей.
«Угадай кто как кричит» : воспитатель произносит звукоподражание птиц, де-ти ищут картинку и показывают её.
Продуктивная деятельность: лепка зёрнышек для птичек, строительство кормушек из строительного материала, рисование зёрнышек для птичек.