Валентина Бакланова
Дидактические игры для формирования синтаксиса
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на формирование синтаксиса.
Младший возраст.
«Кто сумеет похвалить»
Дидактическая задача: Развиваем умения подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. активизировать речь детей.
Игровая задача: Правильно научится подбирать определения к существительным хвалительное прилагательное.
Материал и оборудование: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.
Публикация «Дидактические игры для формирования синтаксиса» размещена в разделах
Игровое правило: Подбирать слова которые хвалят картинки, которые показывает воспитатель. Количество играющих 5-6 человек. Победителями считаются те дети, которые быстро и правильно придумали слова и похвалили показную картинку воспитателем.
Ход игры:
Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы - хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».
Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.
Средний возраст
«Кто интересней придумает»
Дидактическая задача: учим детей составлять предложения по заданному слову из любой части речи.
Игровая задача: Правильно составлять предложения по заданному слову из любой части речи.
Игровое правило: Воспитатель выбирает любое слово и дети составляют не большие предложения. За самое интересное предложение, получает фишку или значок. Победителем становится тот, у кого больше фишек или значков.
Материал и оборудование: Фишку, значки.
Ход игры:
Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку или значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
упражнять детей в составлении трех (четырех) - словных простых предложений и т. п.
Старший возраст
«Распутай слова»
Дидактическая задача: составлять предложения, используя данные слова.
Игровая задача: запутанные слова в предложение, расставить на свои места.
Игровое правило: из запутанных слов составить предложения.
Материал и оборудование: карточки со словами.
Ход игры:
Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Подготовительная группа
Игра «Как мы одеваемся?».
Дидактическая задача: учить правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.
Игровая задача: дети должны знать предметы детской одежды правильно.
И игровое правило: внимательно задумывает какой-либо предмет одежды, внимательно слушать рассказы воспитателя и прервав рассказ называет предмет одежды, а остальные дети должны рассудить этого ребенка.
Материал и оборудование: предметы детской одежды.
Ход игры:
Каждый ребенок задумывает какой-либо предмет одежды, например: платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и т. п. Затем тихо называет его воспитателю, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Воспитатель начинает рассказывать о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя.»
Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.