Коршунова Юлия
Игры для межэтнического воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры в интернациональном воспитании детей 5–7 лет
Коршунова Юлия Александровна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Публикация «Игры для межэтнического воспитания в детском саду» размещена в разделах
Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко изменили национальный состав социального пространства, обострив межнациональные взаимоотношения между людьми и тем самым, поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адрес мигрантов из соседних республик от бессилия перед обездоленностью собственного реального положения, не может не сказываться на отрицательном отношении детей к представителям других наций. Проблема интернационального воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.
Постоянное, целенаправленное воспитание детей дошкольного возраста в духе интернационализма – важная задача, не теряющая своей значимости в настоящее время.
Интернациональное воспитание призвано развивать у детей чувство принадлежности к единой многонациональной Родине, чувство общенациональной гордости.
Интернациональное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, в период, когда закладывается фундамент человеческой личности. Под интернациональным воспитанием детей 5-7 лет, мы подразумеваем, прежде всего, формирование у них дружеского отношения к представителям всех национальностей.
Большую часть своего времени дети дошкольного возраста проводят в играх, причем, за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами.
Исходя из того, что игра является основным видом деятельности ребенка, мы предположили, что дидактические игры могут являться средством интернационального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы проверить свое предположение мы провели наблюдения за взаимодействиями детей в группе, провели опрос детей на предмет знания своей национальности и культуры. Наблюдения показали, что некоторые дети группируются по национальностям: группа детей не владеющих или плохо владеющих русским языком (якуты, русские дети, ребенок ингуш играет один (не владеет русским языком). На вопрос «Почему не играете с Тимуром, Нюргуяной?», дети отвечали «Они не умеют говорить» – имелось в виду на русском языке. Опрос дал следующие результату: почти все дети назвали свою национальность, но рассказать о национальной культуре не смогли.
Исправить положение мы решили с родителями сообща: родители в семье рассказывали о своей национальности, дети в детском саду пересказывали всем детям, вместе учили главные слова на разных языках – мама, приветствие и прощание, а также наблюдали за взаимодействиями детей друг с другом, проводили опрос детей на предмет знания родной культуры, беседы по интернациональному воспитанию, знакомили с художественными и музыкальными произведениями, прикладным искусством, подвижными играми разных народов, использовали дидактические игры.
Чтобы дать знания об разных народах – интернациональное воспитание, ненавязчиво, мы решили подобрать такие дидактические игры, которые помогли бы быстрому усвоению материала в развлекательном виде.
Все подобранные нами дидактические игры содержат главную Цели: воспитание у детей доброжелательного отношения и уважения к людям разных национальностей.
«ЕСЛИ ЕСТЬ, ТО ПОКАЖИ»
(Играют все желающие дети)
Цели:
воспитывать доброжелательное отношение и уважение к людям разных национальностей;
дать понять детям, что все люди похожи друг на друга;
учить понимать русские слова.
ВНИМАНИЕ! Не рекомендуется использовать в игре слова мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, так как у многих детей отсутствуют какие-либо родственники.
1 вариант игры :
Материал: карточки размером 10х15 с изображением глаза, уха, губ, носа, волос, руки, ноги, одежды, солнца (радость, шип в ладони (боль, конфета (удовольствия).
Ход игры. Ведущий показывает картинку и предлагает детям показать то, что изображено на ней, если это у них есть. После того, как дети выполнили действие, ведущий громко и четко произносит название предмета на картинке и просит детей повторить слово и показать этот предмет еще раз. Делают вывод, что все дети имеют то, что изображено на картинке.
Количество карточек и изображаемые на них предметы могут дополняться или изменяться по желанию ведущих.
2 вариант игры
2 вариант игры может использоваться только тогда, когда все дети понимают значение слов, используемые с игре.
Материал: нет.
Ход игры. Ведущий называет часть тела, одежду, пищу, чувства и тд. присущие всем людям и просит детей показать их, если это у детей есть.
«ОДЕНЬ КУКЛУ»
(Играют от 2 до любого количества детей)
Цели:
воспитывать уважение к людям разных национальностей;
знакомить детей с национальной одеждой;
учить играть дружно.
Материал: куклы бумажные, элементы одежды национальной одежды.
Ход игры. Элементы одежды перемешаны.
Ведущий определяет национальный костюм для куклы для каждого игрока и предлагает детям на скорость одеть куклы в национальные костюмы.
Побеждает тот игрок, который первым правильно одел куклу.
«ЗДРАВСТВУЙ – ДО СВИДАНИЯ»
(Играют все желающие дети)
Цели:
воспитывать уважение к людям разных национальностей;
дать представление о родном языке сверстников;
развивать слуховую память;
дополнять знания об окружающем мире.
Материал: бумажные куклы в национальной одежде исходя из национального состава группы.
Ход игры. На видное место вывешивается кукла в национальной одежде. Ведущий предлагает детям приветствовать друг друга и прощаться на одном определенном языке в течение дня. Выбор языка зависит от национального состава группы детей.