Анна Чередниченко
Дидактические игры для детей дошкольного возраста на тему «Геометрические фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Младшая возрастная группа (2-4 года)
1. «Круг-кружок, наш дружок». Цель игры : познакомить детей с фигурой «круг».
Задачи: закрепить знание детей о фигуре «круг», развивать навык сопоставлять фигуру с окружающими предметами, ориентировку в пространстве, внимание, память, логическое мышление, восприятие.
Публикация «Дидактические игры для детей дошкольного возраста на тему „Геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Оборудование: магнитная доска, фигура круга, волшебный клубочек, картинки: яблоко, мяч, колесо, апельсин, солнце, пуговица, тарелка, кукла Маша. Воспитатель здоровается с детьми и предлагает им пойти в гости к кукле Маше. К Маше помогает добраться волшебный клубочек. Маша приветствует детей и говорит, что клубочек, который помог детям добраться до Маши имеет форму круга. (на магнитную доску прикрепляется фигура круга и воспитатель рассказывает детям об этой фигуре). Затем Маша предлагает ребятам посмотреть, какие предметы есть у неё в корзинке (воспитатель кладё т в корзинку карточки с предметами круглой формы: яблоко, мяч, колесо, апельсин, солнце, пуговица, тарелка). Дети называют каждый предмет и воспитатель акцентирует внимание детей, что эти предметы круглой формы. В конце игры кукла благодарит детей за визит и предлагает повторить, какие задания они вместе выполняли.
Средняя возрастная группа (4-5 лет)
1. «Треугольник, круг, квадрат, эй, фигуры – встаньте в ряд!» Цель игры : закреплять знание геометрических фигур : треугольник, круг, квадрат.
Задачи: уметь различать геометрические фигуры треугольник, круг, квадрат) по характерным признакам. Развивать зрительный анализ и синтез, восприятие, память, внимание. Закреплять навыки счёта до 5.
Оборудование: картонные геометрические фигуры – треугольники, кружки, квадратики на каждого ребёнка, магнитная доска, волшебная коробочка. Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в страну геометрических фигур. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете! (дети отвечают). Но вот незадача, наши фигуры все перепутались (воспитатель показывает коробку с фигурками). Теперь нам нужно построить их по три в ряд: треугольник, круг, квадрат (воспитатель демонстрирует детям на магнитной доске расположение фигур). Теперь круг захотел стоять впереди! И нам нужно расположить их наоборот: круг, квадрат, треугольник (дети располагают). Но квадрату тоже хочется быть машинистом в этом геометрическом паровозике! Давайте теперь опять поменяем их местами, и разложим так: квадрат, треугольник, круг.
Ребята! Вы замечательно справились с заданием! Представляете, наши треугольники теперь хотят стать в один рядок! Мы им поможем! Сейчас вы по очереди подойдете к доске и прикрепите 5 треугольников вместе (дети выходят, крепят свои треугольники к доске и считают по порядку: 1,2,3,4,5). Те же процедуры производятся с кругом и квадратом. В конце игры воспитатель закрепляет полученные знания о геометрических фигурах у детей.
Старшая возрастная группа (5-6 лет)
1. «Слушай, не зевай!- Загадку отгадай!» Цель игры : учить детей по словесному описанию определят название геометрической фигуры.
Задачи: развивать знания о фигурах : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, слуховую, словесную память, воображение. Закреплять навыки счёта, воспитывать усидчивость и внимательность.
Оборудование: волшебный конверт, волшебный мешок, Петрушка, муляжи геометрических фигур : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Ребята, наш Петрушка пошёл в школу учиться! Здорово, правда, но вот досада! Петрушка позабыл названия геометрических фигур! Он принёс с собой конверт с описанием разных фигур, волшебный мешочек с самими фигурами. Сейчас мы с вами поможем определить ему, где какая, отгадав загадки:
1 загадка-описание:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
Дети отгадывают, а воспитатель с Петрушкой демонстрируют детям круг из волшебного мешочка. Ребята, скажите, на какие предметы ещё похож наш круг?
2 загадка-описание:
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? Треугольник.
Дети отгадывают, а воспитатель с Петрушкой демонстрируют детям треугольник из волшебного мешочка. Ребята, скажите, на какие предметы ещё похож наш треугольник?
3 загадка-описание:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.
Дети отгадывают, а воспитатель с Петрушкой демонстрируют детям квадрат из волшебного мешочка. Ребята, скажите, на какие предметы ещё похож наш квадрат?
4 загадка-описание:
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Дети отгадывают, а воспитатель с Петрушкой демонстрируют детям овал из волшебного мешочка. Ребята, скажите, на какие предметы ещё похож наш овал?
5 загадка-описание:
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Дети отгадывают, а воспитатель с Петрушкой демонстрируют детям прямоугольник из волшебного мешочка. Ребята, скажите, на какие предметы ещё похож наш прямоугольник?
Ребята, давайте напомним Петрушке, какие фигуры мы ему подсказали! Сколько их всего было?
Подготовительная возрастная группа(6-7 лет)
1.«На рисунки посмотри-лишний вмиг определи!» Цель: учить детей выделять лишние предметы, по форме отличающиеся от трёх одинаковых.
Задачи: развивать зрительный анализ, память, внимание, умение отождествлять геометрические фигуры с окружающими предметами, выделять лишний предмет из четырёх одинаковых по форме.
Оборудование: геометрические дидактические карточки «Назови лишнее», магнитная доска, разрезные фигурки : круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник на каждого ребёнка, игрушка Маленькая врединка. Воспитатель демонстрирует детям карточки и даё т игровое задание: ребята, Маленькая врединка как всегда сделала маленькую пакость! Она украла карточки в геометрической стране и перепутала картинки-фигурки на ней! Давайте поможем жителям геометрической страны определить, какой рисунок лишний на каждой карточке, испорченной врединкой!
Воспитатель демонстрирует детям картинки:
1. Колесо, бублик, апельсин, крыша от домика. Что лишнее? Крыша от домика. Почему? Потому что все предметы круглые, а крыша – треугольная. Воспитатель показывает детям круг и треугольник. Дети показывают подобные фигурки из своего раздаточного материала. Воспитатель проговаривает с детьми свойства обеих фигур.
2. Колокол, пирамидка, елка, телевизор. Что лишнее? телевизор. Почему? Потому что все предметы треугольной формы, а телевизор квадратной формы. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник. Дети показывают подобные фигурки из своего раздаточного материала. Воспитатель проговаривает с детьми свойства обеих фигур.
3. Яйцо, поднос, помидор, огурец. Что лишнее? Помидор. Почему? Потому что все предметы овальные, а помидор – круглый. Воспитатель показывает детям круг и овал. Дети показывают подобные фигурки из своего раздаточного материала. Воспитатель проговаривает с детьми свойства обеих фигур.
4. Телевизор, печенье, солнце, коврик. Что лишнее? солнце. Почему? Потому что все предметы квадратные, а солнце - круглое. Воспитатель показывает детям квадрат и круг. Дети показывают подобные фигурки из своего раздаточного материала. Воспитатель проговаривает с детьми свойства обеих фигур.
5. Окно, шишка, коробок, холодильник. Что лишнее? Шишка. Почему? Потому что все предметы прямоугольной формы, а шишка - овальная. Воспитатель показывает детям овал и прямоугольник. Дети показывают подобные фигурки из своего раздаточного материала. Воспитатель проговаривает с детьми свойства обеих фигур.