Алёна Куликова
Дидактическая кукла -пособие «Танкист Егорка» по ранней профориентации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с военными профессиями с помощью дидактической куклы в рамках ранней профориентации дошкольников.
Задачи:
- уточнить и обобщить знания детей о внешнем облике и деятельности танкиста времен ВОВ; - развивать умение различать и выделять танкиста среди других кукол разных родов войск; - воспитывать патриотические чувства за свою армию. Эмоционально-положительное отношение к кукле –
Публикация «Дидактическая кукла -пособие „Танкист Егорка“ по ранней профориентации старших дошкольников» размещена в разделах
- Военная техника. Игры, дидактические пособия
- Военные профессии, военная техника
- Дидактические игры
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Танк, танкисты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Есть в нашей группе теперь экспонаты.
Куклы военные, куклы солдаты.
В форме военной тех памятных лет:
Шлем, гимнастерка, планшет, пистолет.
Есть и танкист, есть рядовой
Мы тоже на подвиг готовы с тобой.
Авторы куклы : Грабушева Ирина Константиновна, Куликова Алена Павловна
Наименование: военная кукла
Название: Танкист Егорка
Материал: Готовая кукла. Обшита в костюм танкиста времен ВОВ : гимнастерку, темный комбинезон, шлем, сапоги.
Аксессуары: У куклы есть ремень, кобура, планшет с картами, бинокль, танк.
Кукла сделана в единственном экземпляре.
Размер: 30 см.
Примечание:
Кукла в костюме танкиста времен ВОВ, пластмассовая с прошивными волосами.
Пол – мужской (мальчик).
Одета кукла в военный костюм – комбинезон танковых войск с ремнем. На голове шлем танкиста из фетра, отделанный деталями из кожзаменителя и резины. На ногах у куклы имитация сапог из кожзаменителя. Костюм застегивается. Кукла находится в упаковочной коробке с паспортом, сертификатом, конспектом НОД по ознакомлению с профессией танкиста.
Значение куклы в воспитании детей огромно.
«Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ рассеялся бы пылью по лицу земли (А. Синявский) .
Кукла является объектом эмоционального общения. Игры с куклой помогают познать, понять, освоить систему отношений в нашем нелегком мире, усвоить ценностные нормы нравственного поведения.
«Хоть в маленькой куклы грудке
Нет сердца живого, возможно,
Но рядом со мной оно будет мужественным, осторожным.
Я с нею воюю, играю
Беру во все мои игры.
По капельке собираю
Моменты счастливой жизни».
Костюм танкиста отражает эмоциональную суть профессии, ее характерные черты. Ведь военный – это смелость, выдержка, отвага. Куклу можно рассматривать, сравнивать, выделять общие признаки, использовать в игровых ситуациях, сюжетных играх, в решении вопросов патриотического воспитания, для ранней профориентации старших дошкольников.
«Кукла – это радость, кукла – это сказка,
Кукла – это детство, что вернется вдруг.
С куклой очень дружат и любовь и ласка
Кукла – это значит, доброта вокруг. (Л. Покровская)
Кукла танкист вызывает положительные эмоции, воспитывает героизм, отвагу, уважение к профессии военнослужащего.
Кроме этого, ремешки, замочки, пряжки, пуговки способствуют развитию мелкой моторики, помогают формированию навыков самообслуживания.
Готовую куклу, обшитую в костюм танкиста можно использовать в НОД, на праздниках, в совместной и индивидуальной работе с детьми, для работы по гендерному воспитанию.
Мы хотим с помощью куклы – танкиста Егорки решить не только задачи ранней профориентации дошкольников, но и чтобы интерес к военным профессиям перешел в семейную педагогику: дети рассказывали бы о своих папах, дедушках, кто из них, где служил, в каких войсках, - чтобы дети научились поддерживать интерес к военным профессиям.
Цель: стимулирование желания детей познакомиться с подразделением сухопутных войск – танкистами в рамках ранней профориентации старших дошкольников через действия с дидактической куклой (рассматривание, описание костюма, сравнение и выделение общих признаков у танкистов современной Российской Армии и танкистов времен Великой Отечественной войны - танкистом Егоркой.
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию для старших дошкольников
«Есть такая профессия – Родину защищать»
Задачи:
Задачи познавательного развития:
- Уточнить и обобщить знания детей о Российской Армии, ее значении для страны, о внешнем облике и деятельности танкиста времен ВОВ.
- Выделять куклу танкиста среди других кукол военных.
- Развивать у детей представления о танковых войсках, умение отличать их по военной форме.
- Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Задачи социально – коммуникативного развития:
-Воспитывать у дошкольников морально-нравственные качества: чувство патриотизма, национального самосознания, гражданственности.
- Создавать условия для воспитания чувства гордости за свою армию, желания защищать свою страну.
- Побуждать детей выражать эмоционально-положительное отношение к воинам – защитникам.
- Способствовать формированию первичных гендерных представлений (Воспитание в мальчиках желания стать защитником Родины, стремления стать сильными, смелыми, отважными.
Задачи речевого развития:
- Обогащать и активизировать речь детей словами – названиями военных профессий, а также словами – техника, танк, танкист, пулемет, планшет, сухопутные войска, погоны, честь, броня, экипаж и др.
-Развивать умение строить предложения, отвечать на вопросы полными предложениями.
Задачи художественно – эстетического развития:
-Поддерживать стремление детей самостоятельно раскрашивать ордена, подбирая цветовую гамму.
Задачи физического развития:
- Способствовать сохранению здоровья детей через динамические паузы, физкультминутку, двигательную активность по группе.
- Побуждать детей к соблюдению санитарно – гигиенических требований через пример солдат Российской Армии.
Предварительная работа: создание дидактической куклы-танкиста Егорки для пополнения РППС группы, рассказывание детям сказки о ВОВ «Сказка о сынах – молодых соколах», беседы о Родине, заучивание стихотворений, рассматривание фото и иллюстраций о службе в армии, чтение произведений для детей Ю. Коваль На границе», Л. Кассиля «Твои защитники» и др., составление макетов на военную тему, изготовление открыток ветеранам войны, участие в благотворительных акциях для ветеранов.
Планируемые результаты по ФГОС:
-дети научатся поддерживать беседу о военных профессиях;
- активно и доброжелательно смогут взаимодействовать с педагогами и сверстниками во время игровой и образовательной деятельности;
- научаться отстаивать свою точку зрения.
Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приемы:
- игровой метод: игра с куклой, словесная игра «Доскажи словечко», дидактические игры «Что лишнее?», «Найди танкистов среди военных»,
- наглядный метод: рассматривание куклы танкиста, рассматривание иллюстраций и фотографий, выставка военной техники – танков.
- словесный метод: словесная игра, рассказ педагога, вопросы к детям, обобщение, работа по развитию словаря, чтение стихотворений, использование художественной литературы, загадок, стихов, пословиц.
- практический метод: дидактические игры, продуктивная деятельность.
Материалы и оборудование:
Кукла – танкист, коллекция игрушек – танков, карточки с солдатами различных родов войск, иллюстрации о службе в танковых войсках, карточки к игре «Что лишнее?», мольберт, раскраски «военные ордена».
Ход НОД:
1. Вводная часть:
- Ребята, нам ваши родители подготовили сюрприз – подарок. Но, чтобы узнать что в коробке, сначала отгадайте загадку:
«Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы.
Та машина в поле чистом
Управляется кем? (Танкистом)
Молодцы! Сегодня в нашей группе новый житель – кукла – танкист Егорка.
(воспитатель достает куклу)
Вспомните нашу сказку, как бабушка и дедушка провожали своего сыночка Егорушку – скворушку на войну. Наша кукла тоже одета в военную форму времен войны. Давайте посмотрим, как она выглядит.
-Во что она одета?
(Да. Это комбинезон. Под ним солдатская гимнастерка.)
- Что у солдата танкиста на ногах? (Сапоги)
Что носит танкист на голове? (Нет, не шапку. Это шлем. Он защищает голову от ударов.
-У танкиста есть ремень, к нему крепится кобура, где лежит пистолет и планшет, танкист хранит документы, карты. На шее у него бинокль, чтобы наблюдать за противником.
Послушайте, как о танкисте расскажет Максим.
-Грозный танк в броне тяжелой
Встал на площади горой,
Сколько страшных битв прошел он
Вел его танкист герой.
- Вам понравилась новая кукла? Где он у нас поселится? Конечно, в уголке патриотического воспитания.
Основная часть:
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать военный? (Смелость, решительность, отвага, геройство и др.)
Мне бы хотелось, чтобы танкист Егорка обладал всеми качествами, которые вы назвали, а еще, чтобы был патриотом, любил свою армию, свой народ, был настоящим защитником Родины.
- А какими хотите стать вы? (Храбрыми, мужественными, честными, терпеливыми, закаленными, выносливыми, дисциплинированными)
-Ребята, а солдаты должны быть аккуратными? Тогда подскажите мне словечко.
Всегда аккуратна прическа, ведь есть у солдата ….расческа.
Ты не бойся пыли – грязи, чтобы чистым было тело
У бойца всегда в запасе, есть с собой кусочек…. мыла.
Давайте с вами попробуем стать такими же!
Физкультминутка:
Маршируем по кругу
Наши воины идут – раз – два, раз – два.
В барабаны громко бьют тра – та – та, тра – та –та.
Наши танки по мосту трр – вперед, трр – вперед
Нашей Армии салют! Ура – Ура!
У каждого народа в своей стране есть армия. В России тоже есть армия. Она всегда защищает свой народ от захватчиков. В Российской Армии служат солдаты и офицеры, моряки, летчики, танкисты. Подойдите к столу, перед вами карточки. Сколько на них военных. Все они защитники Отечества. Каждый день они рискуют здоровьем, а иногда и жизнью защищая нас. Посмотрите на них внимательно и выберите те карточки, на которых изображены танкисты. Молодцы, справились с заданием.
Давайте перейдем к мольберту и посмотрим на иллюстрации.
- Какие картины показывают службу танкиста в годы войны?
-Найдите иллюстрацию с танками вражеской армии? Где она?
-Покажите, где иллюстрации современных танковых войск?
В Современной Российской армии есть сухопутные войска, которые действуют на суше. К ним относятся и танковые войска. Они воюют на танках, защищенных толстой броней. Это машины на гусеничном ходу. Гусеницы вместо колес позволяют танкам передвигаться по любой местности, по оврагам, по бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка – экипаж : командир, стрелок, механик. Каждый выполняет свою работу. В фильме «Офицеры» о танкистах звучат слова : «Есть такая профессия – Родину защищать». Ну, а теперь, давайте посмотрим нашу мини-выставку «Военная техника – танки». Наши мальчики и даже девочки принесли столько игрушечных танков.
- Ребята, вы любите играть в войну?
-А война нам нравится?
Нам нужен мир. Но мы играем с военной техникой, чтобы стать защитниками Отечества.
Сейчас мирное время, нет войны.
- Чем же занимаются на службе танкисты сейчас? (Изучают военную технику, проводят учебные сражения – по телевизору смотрим «Танковый биатлон», изучают оружие. Танкисты ухаживают за военной техникой, чтобы она была в порядке, изучают военную историю нашей страны).
Послушайте Василису:
Нам не страшны любые непогоды!
Есть у страны надежный щит
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской Армии стоит!
Давайте подойдем к доске. Вот они наши танкисты. Менялась форма, менялось время, но профессия военного остается почетной и важной. Наша страна гордится своей армией, ее воинами. Военный – профессия геройская, уважаемая и нужная. Военные служат Родине и дали присягу защищать ее.
Послушайте Артема:
Его машина вся в грязи
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне.
Здесь не должно быть страха
Ствол орудийный впереди.
Опасно, враг не подходи.
Садитесь ребята на стульчики. Посмотрите у меня в руках карточки. Хочу проверить, внимательны ли вы были? Угадайте, что лишнее?
- ракетчик, вертолетчик, футболист
- самолет, танк, парашютист
- летчик, пистолет, танкист
-танк, корабль, артиллерист
Молодцы! Все правильно выполнили.
А танкист Егорка приготовил для вас вот такие ордена, вы сможете их раскрасить и вырезать.
Заключительная часть:
Рефлексия.
Что позволило нам узнать о профессии танкиста?
Важно ли для вас то, что вы узнали?
Чтобы вы хотели сказать танкисту Егорке?
Какие качества вы должны в себе воспитать, чтобы стать военными?
Литература:
1. Алехин И. А. Развитие теории и практики военного образования в России М., 2014
2. Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты. Методическое пособие для педагогов.
3. Чусовлянкина Е. Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной» - программа дополнительного образования и патриотического воспитания старших дошкольников.
4. Дошкольное воспитание №3 2009 «Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.
Приложение к конспекту:
Сказка о 5 сынах – молодых соколах.
Жили – были дед и баба. И было у них 5 сынов - молодых соколов. Сын Иван, сын Степан, сын Андрей, сын Матвей и младший сынок – Егорушка – скворушка. Старик часто хворым бывал, с печи не вставал, все спал и ел, да кости грел. Бабка шила, мыла, стирала, варила. А сыновья в поле работали. Народ в той стране был работящий. И жил по соседству ворог лютый, в зависть одетый, в злобу обутый. Ему не спалось, не елось, земель соседских захотелось. Вот он выбрал ночь потемнее, напоил солдат попьянее, посадил их, скорее в теплушки, поднял танки свои и пушки. Поднял вверх самолеты птицы и пошел к соседской границе. Как увидел старик, что небо дымом взялось, огнем занялось – посылает он 2 старших сынов, молодых соколов на войну, защищать родную страну. Мать сыночков в путь собирает, со слезами их провожает. Вот бьются, дерутся сыны, пишут письма с войны –бьем батюшка, избиваем врага, только нам бы подмоги надо. Делать нечего: посылает старик 2 средних сынов, молодых соколов на войну, защищать родную страну. Мать сыночков в путь собирает, со слезами их провожает. Вот бьются, дерутся сыны, пишут письма с войны – бьем батюшка, избиваем врага, только нам бы подмоги надо. Делать нечего: посылает старик на войну своего последнего сына - Егорушку – скворушку. Мать сыночка в путь собирает, со слезами его провожает.
Встал старик посреди села, как кувшин посреди стола. Говорит: «Пятерых отправил, никого себе не оставил. Мне бы в пору уж лечь в могилу, но земля мне вернула силу». Как пошел он пахать и сеять, как пошел ворошить и веять, как повез стране своей хлеба, так что пыль взвилась аж до неба.
А сыны про это узнали, пуще прежнего биться стали. Так погнали врага – то злого, что бежал далеко он, до дома. Так бежал, что мелькали лишь босые пятки. Вот такие дела, ребятки!