Наталья Костыгина
Дидактическая игра для развития мелкой моторики «Занимательные фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Новизна: Сегодня в помощь, как родителям, так педагогам продаётся множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.
В настоящее время большой популярностью пользуются «игры на липучках». Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы – с ними действительно интересно заниматься, играя. В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных липучек "велкро". Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке. Игры на липучках можно использовать во всех образовательных областях. Вариантов игр большое разнообразие. Все зависит только от фантазии педагога.
Публикация «Дидактическая игра для развития мелкой моторики „Занимательные фигуры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2021
Преимущества «игр на липучках» :
Развивают воображение, внимание, память, мышление и эмоциональный интеллект.
Развивают мелкую моторику рук, тактильные ощущения, усидчивость.
(не мало важно) Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются.
Достаточно мобильны.
Актуальность:
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и происходит сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Разработанная мной игра позволяет познакомиться детям 3-4 лет с такими сенсорными эталонами, как форма, величина, цвет. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Адресность: Игра «Занимательные фигуры» разработана для детей 3-4 лет, её можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком. Игра изготовлена из ламинированного картона,с использованием липучек «велкро».Элементы игры соединены между собой с помощью пластикового кольца –защелки, которое легко можно открыть.
Вариативность: Игры на липучках можно использовать во всех образовательных областях. Вариантов игр большое разнообразие. Все зависит только от фантазии педагога.
Практическая направленность:
Игра «Занимательные фигуры» используется на занятиях по ФЭМП, также в индивидуальной работе. Дети с удовольствием играют в «Занимательные фигуры» в свободной деятельности.
С помощью игры «Занимательные фигуры» дети знакомятся с разными свойствами предметов – цветом, формой, величиной, сравнивают их, группируют по отдельным признакам.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игра «Занимательные фигуры»
Цель: формирование у детей 3-4 лет понятий:
фигура, цвет, величина.
Задачи:
Образовательные:
Учить различать и называть основные фигуры : круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник;
Учить различать и называть основные цвета: красный, синий,
жёлтый, зелёный;
Учить различать и называть величину фигуры : большая, средняя,
маленькая.
Учить группировать предметы по общему признаку;
Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
Учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный
вопрос и понятно отвечать на него;
Развивающие :
развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;
развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
расширять и активизировать словарь детей;
развивать логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление
радовать старших своими достижениями;
воспитывать интерес к занятиям по ФЭМП.
Ход игры:
Вариант 1
«Отгадай загадку»
Цель: формировать умение отгадывать загадки о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике; находить нужную фигуру и называть ее.
Содержание: воспитатель загадывает загадки – дети отгадывают их и находят геометрическую фигуру.
Нету у меня углов
Посмотрите я каков
Ровен я и гладок, друг
Догадался кто я!
(круг)
У меня угла четыре
И четыре стороны.
Все они между собою
Одинаково равны.
(квадрат)
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? (Треугольник)
Дверь в стене и книжный шкаф,
Даже книжка на руках
И окно, и подоконник
Это всё…
(прямоугольник)
Вариант 2
«Собери пирамидку»
Цель: формировать умение составлять изображение из фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разной величины в порядке убывания и называть их; формировать умение различать и называть цвет фигуры (красный, синий, зеленый, желтый) и ее размер (большой, средний, маленький).
Содержание: воспитатель с детьми рассматривает образец пирамиды. Проговаривая размер, форму и цвет.
Ребенку предлагается взять вкладыш нужного размера и приклеивать на большую по размеру основу, проговаривая форму, цвет, размер. Далее дети продолжают игру самостоятельно с другими фигурами.
Вариант 3
«Какая фигура, какого цвета»
Цель: формировать умение различать основные геометрические фигуры и цвет. Развивать зрительное внимание, память. Воспитывать самостоятельность.
Содержание: В гости приходит расстроенная кукла Таня и просит детей помочь запомнить как называются геометрические фигуры. Ребята, поможем? (Ответы детей). Ребенок выбирает геометрическую фигуру, называет её. Например, это квадрат. Воспитатель предлагает назвать цвет фигуры (например синий квадрат). Далее воспитатель предлагает детям найти вкладыши с предметами той же формы на столе и прилепить их на фигуру, а затем в группе. Квадратным может быть: стол, часы, окно, книга и т. д. (Воспитатель помогает, с помощью наводящих вопросов). Кукла благодарит детей за помощь. ( примечание : элементы игры (вкладыши)могут меняться с целью сохранения интереса у детей к игре).
Вариант 4
«Сортировка»
Цель: Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира; учить различать и называть фигуры и цвет. Знакомить детей с предметами окружающей действительности.
Содержание: В центре стола вперемешку лежат вкладыши с изображениями предметов. Играют от 1 до 4 человек. Воспитатель объясняет условия: Игроки берут фигуру (основание) на выбор. Далее сортируют вкладыши либо, по цвету, либо по форме, изображенных на них предметов.
Можно поочередно брать вкладыш и проговаривать цвет, предмет, форму. (красная пирамидка, имеет форму треугольника).
В процессе игры педагогом проговаривается название предмета (на вкладыше) ,его назначение.