Савченко Светлана
Дидактическая-игра путешествие «Заповедники Крыма» с применением фонарика
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Заповедники Крыма»
Игра — это огромное окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и
любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Дидактическая-игра путешествие „Заповедники Крыма“ с применением фонарика» размещена в разделах
Воспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детских садах увеличивается количество гиперактивных детей, детей с нарушениями речи. Все сложнее, становится организовывать какой – либо вид деятельности, чтобы увлечь всех ребят.
Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной образовательной деятельности. Что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к овладению знаний.
Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных знаний и умений. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.
Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок стремится все познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении.
Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с детьми. Это настоящая магия и волшебство!
Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такому предмету. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?
А что если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком! Автором методики игр с фонариком является Коняхина Наталья Анатольевна. Изучив ее опыт мной была разработана серия дидактических игр.
Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.
Представляемые мной игры можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях: при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира; при решении математических задач; при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях. Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем.
Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи.
Результат использования таких игр: повышение эмоционального, психологического, благополучия; улучшение запоминания нового материала; наличие потребностей в овладении новыми знаниями
Цель моей игры с фонариком «Заповедники Крыма», показать подход к реализации темы гражданского-патриотического чувства дошкольников, посредством дидактических игр с фонариком.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви к Родине и уважения к ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей Родины
Данная игра направлена на ознакомление детей с заповедными зонами Крыма, а именно: Крымский природный заповедник, Ялтинский горнолесной заповедник, Карадагский заповедник, Мыс Мартьян и Опукский заповедник.
Я изучила необходимую литературу о заповедных зонах Крыма, выбрала несколько заповедников, подготовила шаблоны заповедных зон и картинки обитающих в них животных и птиц. Затем фигурки животных и птиц были приклеены с обратной стороны шаблонов и для длительного использования за ламинированы. Теперь можно экспериментировать со светом, для этого нужно направить луч света на картинку с обратной стороны шаблона. И ребятам станет видно, кто сидит на камне или спрятался в траве. Таким образом я знакомлю детей с заповедными зонами Крыма, в увлекательной и игровой для них форме.
Данная игра представлена для закрепления полученных знаний детьми ранее, о природе Крыма, поэтому необходимо провести предварительную работу в виде бесед, показа презентаций, чтения стихотворений и легенд, ознакомление с животными и растениями Крыма.
Для того чтобы провести данную игру с детьми, необходимо изучить материал представленный к этой игре.
Заповедник– это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все : травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.
1. «Крымский природный заповедник» - самый большой заповедник в Крыму. Основная часть заповедника находится по центру Главной гряды Крымских гор. Животные (благородный олень, муфлон, дикий кабан, лиса, волк, птицы (аист чёрный, филин – самая крупная сова).
«Лебяжьи острова» - это часть Крымского природного заповедника, но расположены от него на достаточном расстоянии. В числе его гостей множество птиц, получающих тут пристанище во время перелета. Немало в этих местах и постоянных пернатых обитателей– всем им дает приют Крым. (чайки, бакланы, пеликаны, фламинго и, разумеется, лебеди).
2. «Ялтинский горнолесной природный заповедник» - он уже не такой большой. В нём также много разных животных и птиц. Животные (косуля, заяц русак, барсук, лисица, муфлон, птицы (дятел, орёл).
3.«Карадагский заповедник» - он расположился в непосредственной близи от города Феодосии. Называется так, потому что находится на территории потухшего древнего вулкана. Его извержение, случившееся более 120 миллионов лет назад, и последовавшие следом природные процессы обусловили создание уникального живописного комплекса, величественного и неповторимого. Животные (белка, кабан, серая крыса, каменная куница, птицы (ушастая сова).
4. «Мыс Мартьян» - является самой маленькой из всех заповедных зон Крыма, но в любое время года он готов удивлять уникальными природными ландшафтами и богатством живого мира. Расположен он на южной стороне Крымского полуострова. В начале своей истории мыс Мартьян был голой известняковой глыбой, которая выступала далеко в море. Но со временем скалистые склоны преобразились: поверхность покрыли субтропические деревья и появились первые поселения. В заповеднике встречаются (крымская горная лисица, еж обыкновенный, заяц-русак, ящерица, птицы (длиннохвостая синица, баклан-хохлатый).
5. «Опукский заповедник» природный заповедник» расположен на южном побережье Керченского полуострова. Самым знаменитым природным комплексом заповедника является гора Опук, в честь которой он и получил свое название. Животные (лисица, заяц-русак, малый белогрудый ёж, степной хoрек, пресмыкающиеся (ящерица, рептилии (степная гадюка, птицы (степной журавль). Морские обитатели: белуга, мoрскoй кoнек, дельфин- морская свинья, лосось черноморский, а также серый тюлень.
Затем выбрать заповедную зону, рассказать о ее особенностях и используя фонарик, показать обитателей данной заповедной зоны.
Использование игр с фонариком в работе специалистов ДОУ, позволяет повысить качество работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.
Предложенная мной игра-путешествие «Заповедники Крыма» внесет свой вклад в работу по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста и значительно поможет повысить уровень знаний о своей малой Родине, заботе о природе, окружающей среде; экологическом самосознание и мышление; осознания себя частью природы и зависимости своей жизни и здоровья от экологии.