Светлана Васильевна Бондаренко
Дидактическая игра по экологическому воспитанию старших дошкольников «Следопыты»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР детский сад первой категории №60 «Ягодка»
дидактическая игра по экологическому воспитанию
«СЛЕДОПЫТЫ»
[/i]
Авторы:
Бондаренко Светлана Васильевна;
воспитатель первой категории
Жидкова Ирина Ивановна
2018 г.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра для старшего дошкольного возраста. Рассчитана на имеющиеся знания детей о растениях, птицах и насекомых нашей местности. Игра проводится во время прогулок на территории детского сада.
Природный материал считается наиболее эффективным средством изучения природы. А проведение занимательной игры на прогулке закрепит знания детей об окружающей действительности. К тому же задания – исследования живых объектов вызывают огромный интерес уребят. В процессе выполнения заданий игры «Следопыты» дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, птицах, насекомых, сезонных изменениях в природе. При этом игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности; даёт возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Игра приносит большую пользу тем, что учит детей применять имеющиеся знания в новых условиях. Учтены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста: активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность.
Актуальность.
В последнее время, в связи с развитием компьютерных технологий, ослабевает прямая, непосредственная связь ребенка с природой. Всё больше он знакомится с природой по картинкам, видеофильмам, слайдам. А ведь природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. Порой растение или птицу, встреченных на прогулке, ребёнок не может назвать, хотя по картинкам легко определяет их названия и даёт элементарные описания объектов.
Цель: развитие навыков исследовательской работы с природными объектами.
Задачи:
- формировать элементарные навыки ориентирования по плану на знакомой территории;
- закреплять и расширять знания об окружающей природе;
-познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины;
- способствовать развитию творческих способностей воспитанников;
- показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
- прививать потребность принимать активное участие в природоохранной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационального отношения к явлениям живой и неживой природы.
Оборудование. Чемоданчик «следопыта», в котором расположены: план территории детского сада с обозначенными объектами живой природы и постройками; лупы для рассматривания мелких объектов, коробочки для сбора плодов, семян, листьев, растений (для последующего исследования); бинокль для наблюдения за птицами, высокими деревьями.
Чемоданчик выполнен из алюминиевого корпуса с элементами пластика, крышка
– из оргстекла. Лёгкий, удобный в использовании, безопасен для детей.
На плане обозначены, синим цветом здание детского сада, беседки и скамейки. Дети на этапе ознакомления с игрой обучаются элементарным навыкам ориентирования по условным знакам: кустарник, лиственное дерево, хвойное дерево, постройки, тротуар.
Начальный этап.
Обучение элементарным навыкам ориентирования на территории детского сада по плану – схеме. Изучение условных знаков плана: обозначение построек, деревьев, кустарников. Проведение экскурсий по территории сада для закрепления названий и местоположения растений на участках и клумбах.
Ход игры.
Игра рассчитана на группу детей в количестве от двух до пяти человек. С помощью считалки определяется ведущий «следопыт», который будет нести чемоданчик, раздавать поручения при выполнении задания.
На плане с помощью наклейки-метки задаётся место исследования объекта. Воспитатель даёт словесную инструкцию по выполнению задания. Дети должны найти заданный объект на территории сада, ориентируясь по плану и назвать его. Далее выполняется задание по словесной инструкции воспитателя.
Задания связаны со временем года. Весной и в летний период предлагается рассмотреть насекомых, цветущие растения, деревья и кустарники; определить, какую помощь надо оказать заданному объекту. Осенью задания связаны с закреплением внешнего вида плодов и семян, созревших на разных деревьях и кустарниках, сбором листьев указанных в задании деревьев и кустарников для гербария и букетов. После выполнения задания воспитатель дополняет сведения об исследуемом объекте для расширения знаний. Зимой задания игры связаны с закреплением внешнего вида деревьев и кустарников, подкормкой птиц, снегозадержанием на определённых участках клумб для утепления зимующих растений. Наблюдения за птицами происходит во все сезоны года.
После возвращения с прогулки воспитатель предлагает одному из участников игры рассказать об объекте, который был определён и исследован. Все дети группы принимают участие в рассматривании природного материала, принесённого с задания, или рассматривают объект на картинках, открытках. Затем воспитатель предлагает рассказать одному из «следопытов», что он сегодня запомнил или узнал нового, рассказывает для всех детей дополнительный материал о данном объекте.
Возможные варианты игры
Множество живых объектов для изучения и наблюдения даёт возможность разнообразить игру в течение двух лет на протяжении старшей и подготовительной групп.
Знания расположения живых объектов на территории детского сада могут применяться в играх по ориентированию, определению спрятанных предметов, что позволяет применять «чемоданчик» следопытов на занятиях по познавательному развитию, в развлечениях.
Один из вариантов игры.
«Подарок сойке»
В старом вязе есть дупло, расположенное невысоко от земли. Дети имеют возможность рассмотреть его, дотянуться рукой. Им известно, что в дупло наведывается сойка.
Задание.
Собрать «угощение» сойке (по «метке» на плане). В детском саду есть возможность собрать ягоды шиповника, калины, рябины; плоды ореха грецкого, каштана, липы; семена календулы и других цветов.
Отнести в старое дупло. Навести порядок в дупле и возле дерева.
В группе обсуждается, что больше всего любит сойка (грецкий орех).
Растения, произрастающие на территории детского сада, которые предлагаются к исследованию:
Дикорастущие травы и красивоцветущие растения на клумбах:
Гиацинты, подснежники, лютики, крокусы, тюльпаны, нарциссы, ирисы, пионы, ландыши, подорожник, пастушья сумка, сурепка, вьюнок, мята, полынь, мятлик, пырей, юкка, лилии,
Кустарники: калина, сирень, самшит, боярышник, смородина, розы, шиповник.
Деревья: берёза, клён, каштан, орех грецкий, липа, рябина, тополь, акация, вяз, ель, сосна, яблоня, алыча.
Птицы, предлагаемые к рассматриванию и изучению в сравнении с иллюстрациями: голубь, воробей, сойка, дятел, ворона, трясогузка, синица.
Для удобства воспитателя создана картотека с заданиями и дополнительным материалом по объектам, распределена по сезонам года.
Прогнозируемые результаты.
У детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном. Развивается эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежной зелени весной, пышного разнотравья и сочной зелени летом, покоя заснеженных деревьев и кустов зимой, разноцветного осеннего увядания и т. д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и пр.).
Отзывы родителей, информация о работе в интернет - ресурсах
Персональный сайт воспитателя Бондаренко Светланы Васильевны
https://swetlanabondarenko.jimdo.com/%D0%BE%D1%82%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D1%8B-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0/
Сайт детского сада № 60 «Ягодка» http://yagodka60.ru/
Список литературы, интернет – источники.
1. Кравченко Ирина Васильевна, Долгова Татьяна Леонидовна.
Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. ООО "ТЦ Сфера", 2015.
2. Светлана Николаевна Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
3. Никифорова О. А. Экологическая тропинка в ДОУ. Журнал Дошкольная педагогика. 2013г. № 5.
4. Диканова И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА.
Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания
Научный редактор, составитель – Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования. Авторский коллектив: Л. В. Жданова, Г. С. Иванова, В. А. Ку-рашова, E. М. Лутовинова, Л. Ф. Майстрова, Г. В. Недземковская, С. Н. Николаева, И. А. Тереничева, И. А. Шарковская. 2009 г.
Карточки Домана https://deti-online.com/learning/kartochki-domana/