Таисия Прядиева
«Что к чему и почему?» Дидактическая игра по познанию для детей 4–7 лет
▼ Скачать +Заказ
Авторы: Прядиева Т. В., Сычева С. И.
Задачи:
- развивать умение объединять предметы в группу по общему признаку, способствовать развитию умственных способностей ребенка. Он начинает задавать вопросы, искать и выделять характерные признаки.
- собирая логические цепочки из разных предметов, ребенок учится классифицировать, обобщать и рассуждать, развивает память, внимание, речь.
- воспитывать умение трудиться сообща, развивать чувство взаимопомощи, развитие воли.
Методические рекомендации:
- в игре участвуют от 1 до 10 детей;
- с детьми среднего возраста игру проводит взрослый ведущий;
Публикация «„Что к чему и почему?“ Дидактическая игра по познанию для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2014
- продолжительность игры зависит от интереса и усидчивости детей (обычно 10-25 минут);
- не забывать хвалить детей при правильном ответе.
Оборудование игры:
- коврик синего цвета;
- материки, острова;
- карточки с названием материков, океанов;
- карточки с изображением олимпийских колец, народов, животных и птиц, морских обитателей;
- вязаные слоники (красный, желтый и синий);
- мяч-глобус;
- демонстрационный материал «океаны и материки».
Прежде чем приступать к играм, взрослый рассказывает детям об истории возникновения глобуса и карты земли, знакомит с героями игры – слонами. Каждый из них имеет свое назначение: синий отвечает за воду, желтый – за сушу и воздух, красный – за народности. И когда приходит слон, по его цвету дети определяют, про кого и о чем будет игра.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ
«Олимпийские кольца»
(игра для детей 5-7 лет)
Цель: познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля; с обозначениями суши, воды на картах и глобусах; с названиями и расположением материков, значением олимпийских символов.
Задания
1. Найти правильное местоположение материков.
2. Угадать их название при помощи опорных кружков.
Правила
1. Количество играющих 5-10 человек.
2. Играть дружно, помогая друг другу.
Алгоритм проведения.
1. Дети встают в круг. Педагог рассказывает детям легенду о том, как Земля раздробилась на большие и малые куски.
2. Дети внимательно рассматривают очертания материков, островов и узнают их. Детям предлагается самостоятельно разложить их на синем коврике, который изображает океаны.
3. Педагог предлагает детям узнавать названия материков, положив на изображение материков, кружочки разного цвета (красный, зеленый, черный, желтый, голубой)
- Угадайте, почему я так сделала? Где вы встречали эти кольца? (Дети догадываются, что это эмблема Олимпийских игр). Правильно, голубой – для Европы, желтый – для Азии, красный – для Америки, черный – для Африки, а зеленый – для Австралии.
Предварительная работа: краткий рассказ об истории Олимпийских игр.
4. Подводится итог.
«Кому нужна вода, а кому – полянка»
(игра для детей 5-7 лет)
Цель: знакомить детей с любимым местожительством разных животных. Знакомить с научной терминологией, характеризующей животное по условиям проживания (материк, океаны, моря). Рассказать о способах приспособления животного, выявить связь между средой обитания и их внешним видом. Закрепить знания детей о строении животных, разнообразии внешнего вида.
Задания
1. Выбрать одно из животных, которое понравилось больше остальных. Назвать его. Рассказать, чем оно понравилось, составить рассказ о его внешнем виде.
2. Подумать и сказать, на какое место материка хотел бы поставить животное.
3. Объяснить, почему именно это место выбрал для животного.
Правила
1. В игру могут играть от 2-5 человек.
2. Выигрывает тот, кто правильно справился с игровой задачей, сможет связно объяснить свои действия.
Алгоритм проведения
1. Педагог рассказывает детям о разнообразии животных и их потребностях в тех или иных условиях. Предлагает вспомнить, каких животных, где видели, а каких в водоемах. Где бы понравилось жить киту – в реке или в океане?
2. Педагог знакомит детей с игровой задачей и правилами игры.
3. Подводится итог.
«Наши любимцы»
Цель: познакомить детей с материками, естественными условиями обитания экзотических животных. Познакомить со странами, которые являются их родиной, с климатом в этих странах, приспособлениями живых существ к климатическим особенностям, образом жизни этих животных.
Задание: отправить животных на их родину, рассказать о них.
Правила
1. Количество играющих 5-6 человек.
2. Выигрывает тот, кто первым правильно справился с заданием.
Алгоритм проведения
1. Педагог раскладывает игру с изображением материков и островков, предлагает рассмотреть, объясняет, что разные материки имеют свою климатическую температуру.
2. Педагог поручает детям, опираясь на свои знания, отправить животных на каникулы на родину.
3. Дети рассказывают о животных и расставляют их на место.
4. В конце игры подводится итог.
«Объедини в группы»
Цель: собрать все карточки, относящиеся к одной группе
Весь комплект карточек выкладывается картинками вверх и перемешивается
Ход игры
Игроки берут по одной карточке и внимательно ее рассматривают. Затем по очереди рассказывают, что изображено на карточке, к какой группе объект относится, что еще может быть в этой группе. По команде ведущего игроки начинают искать карточки, относящиеся к их группе.
Победителем считается тот, кто быстрее всех соберет карточки и объяснит свой выбор.
«Четвертый лишний»
Цель: научить ребенка классифицировать и обобщать предметы.
Задания: найти карточку, не относящуюся к определенной группе
Алгоритм проведения
Педагог выкладывает четыре карточки: три относятся к одной группе, четвертая – нет. Игроки должны как можно быстрее найти лишнюю карточку. Тот, кто угадал, хлопает в ладоши. Если ответ правильный, игрок забирает карточку себе. Остальные три забирает педагог и показывает новую четверку карточек. Если первый игрок ошибся, свой вариант называет тот участник, который хлопнул в ладоши вторым.
Побеждает игрок, набравший больше всего карточек.
Заключение.
В игровой форме у детей развиваются начальные умения сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь, формируется жизненная позиция ребенка в социальной и бытовой сфере. Дидактическая игра обогащает опыт дошкольника и формирует эмоционально-оценочное отношение к обществу, в котором он находится.