Елена Чикашова
Дидактическая игра и её роль в воспитании дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
«Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
Публикация «Дидактическая игра и её роль в воспитании дошкольников,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
«С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Игра используется как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактическая задача, скрытая в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей для преодоления различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.
Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей и речи.
Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые умения. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения. Во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью. В качестве обучения я использую дидактические игры на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по развитию речи – в целях обучения детей определённым способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний, дидактическая игра помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни по экологическому воспитанию, учит самостоятельно применять их в новой обстановке, углублять познавательные интересы. Поэтому дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников об окружающем и, конечно же, развития речи.
В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева.
Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д.
При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. Недопустимы подробные и многословные объяснения, частые замечания и указания и ошибки, даже если они и вызваны стремлением выправить игру. Такого рода объяснения и замечания разрывают живую ткань игровой деятельности, и дети теряют интерес к ней.
Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т. д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.
Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.
Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.
Дидактическая игра в первой младшей группе
«Кто в гости пришел?»
Содержание образовательных областей:
Направление «Физическое развитие».
1. Образовательная область «Здоровье».
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей (выдержаны временные рамки, смена деятельности).
2. Образовательная область «Физическая культура».
• Формировать умения выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног; умения действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения (при проведении подвижной игры).
Направление «Социально-личностное развитие».
1. Образовательная область «Социализация».
• Развивать игровую деятельность детей на протяжении всего хода игры).
• Формировать умения играть рядом, не мешая друг другу.
• Развивать у детей желания играть вместе с воспитателем в подвижные игры простого содержания.
2. Образовательная область «Труд».
• Привлечь детей к выполнению простейших трудовых действий при накрывании на стол.
3. Образовательная область «Безопасность».
• Познакомить с первыми простейшими правилами безопасного взаимодействия с животными.
• Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх.
Направление «Познавательно-речевое развитие».
1. Образовательная область «Познание».
• Формировать умения включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним (при рассматривании игрушек).
• Формировать умения называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый.
• Формировать умения узнавать в игрушках некоторых диких животных.
2. Образовательная область «Коммуникация».
• Развивать понимание речи. Обогатить словарь детей существительными, обозначающими названия диких животных.
• Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний, коротких слов.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
• Приучать детей к слушанию потешек, стихотворений, народных песенок (потешка «Где ты белочка гуляла?», песенка «Машет лапами медведь», стихотворение «Наш мишка»).
• Сопровождать чтение показом игрушек.
Направление «Художественно-эстетическое развитие».
4. Образовательная область «Художественное творчество».
• Привлечь внимание детей к цвету игрушек: рыжая белочка, бурый мишка.
5. Образовательная область «Музыка».
• Развивать умение внимательно слушать спокойные песни, и эмоционально реагировать на их содержание.
Материал: игрушки: медведь, белочка.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам придут гости.
Помогите мне, пожалуйста, накрыть на стол.
Привлечь детей поставить стульчики, достать вазу с угощением, ложки, чашки, тарелочки. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель обращает внимание детей на стук и говорит:
- «Давайте сядем на стульчики, наверное, это гости пришли».
Дети садятся на приготовленные заранее стульчики. Воспитатель вносит игрушки – медвежонка, белочку. Дети рассматривают игрушку (белочку, называют её. Воспитатель уточняет отличительные признаки: белочка – маленькая, рыжая, у неё пушистый хвост. Это игрушка. Воспитатель предлагает прочитать потешку про белочку.
Где ты, белочка, гуляла?
В лесу орешки собирала,
А ещё грибы и шишки –
Любят их мои детишки!
Воспитатель задаёт вопросы про белочку.
- Где живет белочка?
- Что любит есть?
Воспитатель обращает внимание на игрушку – медведя. Дети рассматривают игрушку, называют гостя и его признаки: большой, бурый. Воспитатель предлагает детям спеть песенку про медведя.
Машет лапами медведь,
Обучает деток петь:
“Громче пойте медвежата,
Открывайте шире рот.
Очень песня хороша-то:
Пусть послушает народ!”
Медвежата так запели,
Что попрятались все звери.
- Как спрятались звери? (Дети закрывают глаза ладошками).
- А я знаю новое стихотворение о медведе. Вот послушайте.
«Неуклюжий, косолапый,
Когда спит, сосёт он лапу,
Ест малину, любит мёд,
Мишка наш в лесу живёт».
- Что любит есть медведь?
- Где живёт медведь?
Вместе с детьми делаем вывод:
- Медведь и белка живут в лесу, значит они – дикие?
- Встреча с медведем в лесу опасна для человека.
- А давайте поиграем с нашими гостями.
Игра «Ой, что за народ?»
1 раз: (Воспитатель берёт игрушку медведя. Дети идут за медведем).
- Ой, что за народ за медведем идёт?
- Мишка, Мишка не зевай, лучше деток догоняй.
(Дети убегают, медведь и их догоняет).
2 раз: (Воспитатель берёт игрушку - белочку. Дети идут за белочкой).
- Ой, что за народ за белочкой идёт?
- Белка, белка не зевай, лучше деток догоняй.
(Дети убегают белка их догоняет).
3 раз: (Воспитатель даёт игрушки медведя и белочки 2 детям.
Остальные дети идут за ними и игра повторяется).
- Ой, что за народ за медведем идёт?
- Ой, что за народ за белочкой идёт?
- Мишка, белка не зевай, лучше деток догоняй.
- Мы с гостями познакомились, поиграли, пора и за стол. Угощайте наших гостей.
- Что любит есть белочка? (грибы и орешки)
- Значит куда мы посадим белочку? (Туда где стоят грибы и орешки)
- Что любит есть медведь? (мёд и ягоды).
- Значит куда мы посадим медведя?(Туда где стоит мёд
(Дети вовлечены в другую игру).