елена гаврюхина
Дидактическая игра для развития речи «Елочка с шишками»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт на авторское пособие «Елочка с шишками».
Название: «Елочка с шишками».
Группа: дидактическое пособие для автоматизации и дифференциации разных групп звуков в слове.
Возраст детей: дидактическое пособие может быть использовано для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Описание и назначение:
Публикация «Дидактическая игра для развития речи „Елочка с шишками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Шишки. Поделки из шишек, занятия, игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2014
Дидактическое пособие представляет собой елочку с шишками. В качестве материалов для изготовления используется картон. Для оформления используются гуашь, наборы двухсторонних ламинированных шишек из бумаги для автоматизации и дифференциации разных групп звуков. Наборы шишек размещаются в кармашке-папке с оборотной стороны елочки.
Дидактическое пособие может быть использовано в:
- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;
- самостоятельной деятельности детей.
Предлагаемые варианты игр с елочкой :
1. Где спрятался звук?
Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование. У логопеда набор предметных картинок-шишек. У ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с твердым согласным, зеленая – с мягким согласным).
Ход игры. Логопед переворачивает шишку и показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Ребенок повторяет слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова.
2. Где наш дом?
Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например [с] или [ш].; елочка.
Ход игры. Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш] и вешает шишку-картинку на крючок заданного цвета.
Примерный материал. Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол.
3. Найди свою веточку.
Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок, елочка
Ход игры. Логопед сообщает, что шишки упали с елочки и просит повесить их на свое место, на нижнем ярусе слова из 3-х слогов, на втором ярусе – слова из 2-х слогов и на третьем ярусе – односложные слова. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество слогов в произнесенном слове и вешает шишку на нужную веточку.
Примерный материал. Ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
4. Твердый или мягкий
Цель. Развитие умения определять твердость – мягкость согласных звуков в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок, елочка
Ход игры. Логопед сообщает, что шишки упали с елочки и просит повесить их на свое место, на крючки синего цвета – слова с твердым звуком Р, на крючки зеленого цвета – слова с мягким звуком РЬ. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, определяет твердость – мягкость звука и вешает шишку на крючок нужного цвета.
Примерный материал: репа, река, рукав, радуга, дырка, дверь, нора.
5. Звонкий или глухой?
Цель. Развитие умения определять звонкость – глухость согласных звуков в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок, елочка
Ход игры. Логопед сообщает, что шишки упали с елочки и перепутались. У подножья елочки лежали шишки с предметами, в которых первый звук – глухой, а на елочке висели шишки с предметами, в которых первый звук – звонкий. Просит повесить их на крючки красного цвета. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, определяет звонкость - глухость звука и вешает шишку на крючок нужного цвета.
Примерный материал: шар, мак, пенал, жук, паук, баран, кот.
6. Украсим елочку 1.
Цель. Развитие умения определять наличие заданного звука в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок, елочка
Ход игры. Логопед сообщает, что шишки упали с елочки и перепутались. У подножья елочки лежали шишки с предметами, в которых нет звука Ш, а на елочке висели шишки с предметами, в которых звук Ш есть. Просит повесить шишки на крючки синего цвета. Спрашивает, почему? (Звук Ш всегда звучит твердо). Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, определяет наличие звука Ш и вешает шишку на крючок нужного цвета.
Примерный материал: шуба, мак, мышь, кошка, шапка, рожь, дожди.
7. Украсим елочку 2.
Цель. Развитие умения определять наличие заданного звука в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок, елочка
Ход игры. Логопед сообщает, что шишки упали с елочки и перепутались. У подножья елочки лежали шишки с предметами, в которых не слышится песенка комара (звук З, а на елочке висели шишки с предметами, в которых этот звук есть. Уточняет, что на письме звук З и ЗЬ обозначается одной буквой. Просит повесить шишки на крючки нужного цвета. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, определяет наличие звука, его твердость – мягкость и вешает шишку на крючок нужного цвета.
Примерный материал: зонт, резина, забор, базар, земля, магазин, грязь, бензин.