Ника
Сценарий тренинга «День психологической безопасности образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующих педагогов, используя полученную информацию на практике.
Задачи:
Публикация «Сценарий тренинга „День психологической безопасности образовательной среды“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Сценарии развлечений
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- познакомить участников с понятиями: «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;
-рассмотреть состояние психологического здоровья педагогов;
- использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал.
Ход тренинга
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рады приветствовать Вас в нашем зале. Сегодняшняя наша встреча посвящена актуальной теме «Психологическая безопасность образовательной среды».
Сделаем разминку:
Упражнение «Поздороваемся» (Всем участникам встречи необходимо поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.)
Молодцы. Мы с Вами поздоровались и сейчас поиграем в следующую игру
Упражнение-активизатор «Ассоциация».
Задача участников, начиная с ключевого слова БЕЗОПАСНОСЬ, по кругу называть ассоциации. По завершению работы, озвучиваются первое и последнее слово из цепочки озвученного ассоциативного ряд.
В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.
Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.
Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.
Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды должно поддерживаться самими воспитанниками, воспитателями, администрацией и родителями.
Работа в группах.
Участникам каждой из групп предлагается в течение 7 минут в ходе коллективного обсуждения разработать (зафиксировать на предложенных листах ватмана) :
1 и 3 группе – Факторы риска в образовательной среде.
2 и 4 группе - Факторы, способствующие сохранению и обеспечению психологической безопасности. По завершению работы, проекты вывешиваются на всеобщее обозрение, и в течение 5 минут педагог от каждой из групп озвучивает коллективное видение обозначенного аспекта в виде конкретных рекомендаций.
Факторами риска в образовательной среде могут быть :
- недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами материально-технической базы,
- низкая активность воспитанников и педагогов,
- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.
Практическая часть
Упражнение «Карусель»
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга : внутренний неподвижный и внешний подвижный.
Примеры ситуаций:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
Друг, которого давно не видели…
Знакомый, которому не очень рады…
Упражнение "Корона"
Цель: дать возможность участникам почувствовать переживания, которые возникают во время общения, когда их заставляют действовать соответственно стереотипам.
Ход упражнения:
На каждой «короне» должно быть написано одно из выражений:
«Улыбайся мне»
«Будь со мной сердитым»
«Игнорируй меня»
«Разговаривай со мной так, будто мне 5 лет»
«Подбадривай меня»
«Говори мне, что я ничего не умею»
«Жалей меня»
«Разговаривай со мной, как с кумиром»
«Соглашайся с каждым моим словом»
«Говори мне комплименты»
Каждому одевается на голову «корона» таким образом, чтобы тот не видел, что на ней написано. После этого группе дается тема для обсуждения, но обращаться во время общения к участникам своей группы нужно так, как написано на его «короне»
Через 5 минут все участники по очереди, не снимая «корон», отвечают на вопрос: «что написано на его короне?»
Обсуждение:
1. Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
2. Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?
3. Как часто мы сталкиваемся с ситуациями навешивания ярлыков?
4. Как вы себя чувствовали в реальной жизни, когда кто-то навешивал на вас ярлык?
5. Как вы думаете откуда мы берем наши представления о других?
Упражнение «Ручеек»
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор.
Инструкция: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».
Обсуждение:
• Что вы чувствовали во время упражнения?
• Какие слова и фразы вызвали переживания?
• Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова?
• Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?
Проективная методика «Автопортрет».
Время проведения: 5 минут.
Ведущий (психолог) предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека. После этого педагогам предлагается изобразить :
- вместо глаз – то, на что они любят смотреть;
- вместо носа – то, что они любят нюхать;
- вместо рта – то, что они любят произносить;
- вместо ушей – то, что они любят слушать;
- вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.
По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о состоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружающему миру
Упражнение «Ты не сможешь!»- Я –смогу!»
Участники поворачиваются к друг другу лицом. Один вытягивает руки перед собой ладонями вверх, второй участник вытягивает руки перед собой ладонями вниз. Первый говорит фразу: «Я СМОГУ!» и давит ладонями вверх; второй говорит фразу «ТЫ НЕ СМОЖЕШЬ!» и давит ладони соседа вниз. Каждый раз придавая голосу уверенную интонацию. Затем меняются ролями.
Обсуждение:Какое чувство вы испытывали во время упражнения?
Придаёт ли чувство уверенности?
Упражнение «Неужели это я!»
По кругу передается пакет с различными небольшими предметами. Каждый участник выбирает любой понравившийся ему предмет. Около двух минут рассматривает его. Затем участники образуют пары. В паре каждый рассказывает о себе от лица выбранного предмета. Затем меняются предметами и рассказывают о себе от лица предмета партнера.
Упражнение «Танец тела»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения через мышечную релаксацию, восстановление психоэмоциональной целостности через согласованность действий мышечных систем. (Движение головы, плеч,рук,туловища,ног….затем по очереди убирают движение)
Упражнение «Мои подарки»
«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча»
Все подарки получены и в завершении нашей встречи еще раз напомним:
К психологическим характеристикам образовательной среды детского сада, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:
- доброжелательную атмосферу,
- высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,
- повышение родительского и общественного участия,
- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды,
- уважительное отношение и др.
Все, о чем сегодня говорилось, имеет прямое отношение к человеку; человек является центром личностных, семейных, общественных, педагогических взаимоотношений. И для того, чтобы эти взаимоотношения были гармоничными, необходимо иметь «внутреннее равновесие», т. е. человек должен быть «психологически здоров».
Используемая литература:
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб. : «Союз», 2002.
1. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. – 2009. – № 9.
2. Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. — М. : «Академия», 1995