ольга назина
Диагностика знаний и умений детей подготовительной группы по разделу «Социальный мир»
▼ Скачать +Заказ
Педагогическая диагностика в подготовительной группе по разделу «Социальный мир»
Педагогическая диагностика обеспечивает воспитателя оперативной информацией о характере детских представлений о труде взрослых как социальном явлении, предметном мире, о самостоятельных трудовых навыках ребёнка. В подготовительной группе диагностика проводится по трём разделам: 1- предметный мир, 2- ребёнок и взрослый, 3- я сам.
В разделе - Предметный мир необходимо выявить:
Публикация «Диагностика знаний и умений детей подготовительной группы по разделу „Социальный мир“» размещена в разделах
1. Умение детей сравнивать предметы разных видов, вычленяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщая результаты сравнения. Дошкольникам предлагают игровое упражнение «Сравни предметы». Перед детьми лежат предметные картинки: сумка дамская, школьный рюкзак, портфель, сетка. Дети рассматривают предметные картинки и объясняют, чем предметы похожи, чем отличаются.
2. Умение классифицировать предметы по родовым и видовым признакам, доказывать правильность обобщения.
В игровом упражнение «Разложи по полочкам» ребёнок получает набор картинок: шубу и свитер, меховую шапку и кофту, джинсы и куртку, пальто и юбку, шорты и платье, футболку и шляпу, кепку. Карточки: - летняя одежда, - демисезонная, - зимняя одежда.
После рассматривания предметных картинок ребёнку предлагают разложить одежду на полочки. Рядом карточкой солнце дети кладут летнюю одежду, рядом с тучкой демисезонную одежду, со снежинкой зимнюю одежду.
Вопросы: Назови головные уборы? Зимнюю (летнюю, демисезонную) одежду?
Знания детей оценивают с помощью уровня социальной компетентности ребёнка
Низкий уровень. Существенные родовые особенности предметов ребёнок выделяет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но привлекательные признаки.
Средний уровень Ребёнок выделяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого. В своих объяснениях использует средства языковой выразительности.
Высокий уровень Ребёнок правильно доказывает обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. Речь выразительна, богата эпитетами, сравнениями.
В разделе - Труд взрослых не обходимо выявить
1. Выявить представление о роли современной техники в трудовой деятельности, о роли машин и механизмов труде человека. Используя игровые тестовые задания: д/и «Кому, что нужно для работы» Ребёнку предлагают картинки: Фермера – комбайна, трактора, сеялки, бараны. Строителя – подъёмного крана, экскаватора, бульдозера, шпателя, дрели, валика. Учителя – компьютера, клавиатуры и компьютерной мышки, блокнота, глобуса, ручки.
После рассматривания предметных картинок ребёнку предлагают разложить предметы рядом с карточками фермера, учителя, строителя.
Вопрос: Зачем людям нужны машины? Какие машины используют для выращивания хлеба?
2. Выявить представление детей о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве, о структуре трудового процесса.
Ребёнку предлагают выложить операционные карты в порядке поэтапного изготовления платья.
Вопросы: Люди, каких профессий заняты в изготовление одежды? Что делают закройщик (модельер, швея?
3. Выявление познавательного интереса к труду взрослых, интерес к труду как социальному явлению проводят индивидуальную беседу
Вопросы: Люди, каких профессий работают на стройке? Расскажи, что делает каменщик (плотник, маляр? Какие машины нужны на стройке? Зачем они нужны? Откуда в городе хлеб? Расскажи, как его выращивают? Откуда фермеры получают машины? Для чего все люди работают? Что будет, если все люди перестанут работать? Зачем людям нужны деньги?
Знания детей оценивают с помощью уровня социальной компетентности ребёнка
Низкий уровень. Нечёткое представление о трудовом процессе. Ребёнок знает некоторые профессии, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью доказательством владеет недостаточно; познавательное отношение к труду неустойчивое.
Средний уровень. Ребёнок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение используемой техники, современных машин и механизмов в труде. Стремиться аргументировать свои суждения, интерес к труду взрослых устойчив.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, правильно обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых.
В разделе – Я сам не обходимо выявить
1. Умение самостоятельно подбирать материал, инструменты и изготавливать поделку, опираясь на пооперационные карты.
Для этого ребёнку индивидуально предлагают сделать поделку из бумаги в подарок малышу. Выложить последовательно пооперационные карты, самостоятельно выбрать материал и необходимые инструменты.
Для проведения диагностики необходимо обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения следует выявить ручную умелость и способность реализовывать замысел.
Знания детей оценивают с помощью уровня социальной компетентности ребёнка
Низкий уровень. Беспомощность во всех компонентах трудового процесса, не видит необходимости повседневного труда. Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
Средний уровень Труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослого или сверстника. Качество результата высокое, но без элементов новизны, недостаточны комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла.
Высокий уровень. Труд результативен. Хорошо развиты комбинаторные умения, обеспечивающие проявления творчества и индивидуальности. Развиты умения использовать пооперационные карты, обобщённый способ конструирования. Такая диагностика помогает воспитателю определить уровень