Валентина Садилова
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование материалов для строительства дома (солома, кирпич, прутики) на основе сказки
«Три поросенка»
воспитатель Садилова Валентина Николаевна
ДОУ №3 «Елочка», г. Полярные Зори
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
При проведении исследовательской деятельности решаются следующие задачи:
Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
- формирование знаний, представлений о предметах или явлениях окружающего мира посредством рассматривания, наблюдения, сравнения;
- развитие способности к поисковой деятельности, умения классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать связи между предметами и явлениями;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств, символов, условных заместителей, создание определённой развивающей среды;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, стремления к умозаключениям, суждениям.
Свою работу провожу по трё м взаимосвязанным направлениям:
- неживая природа (вода, воздух, звук, цвет, свет и т. д.);
- живая природа (многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов)
Все темы усложняются по содержанию и задачам в зависимости от возрастных особенностей детей.
Ребенок по природе своей исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. После прочтения сказки «Три поросенка» дети заинтересовались, почему дом из кирпича оказался самым крепким. Так у нас возник проект, который мы так и назвали «Мой дом – мой друг». Вместе с детьми мы сделали дом из соломы, прутиков и кирпичей. В настоящее время в магазине продаются даже кирпичи с раствором. Строительство дома из кирпичей заняло по продолжительности больше времени, чем соломенный дом и домик из веточек.
В результате выбрали 3 предмета исследования: кирпич, солома, прутики.
Савенков А. И. :«Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребёнка на поиск ответа».
В процессе экспериментирования детям необходимо было ответить не только на вопрос «Как? я это делаю», но и «Почему? Я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это делаю? И что хочу узнать? Что хочу получить в результате?
В работе использовала наиболее плодотворный метод – исследовательский. В основе – собственная исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний. После выявления проблем, выработки и постановки гипотез, наблюдений, опытов, экспериментов делали на их основе суждения и умозаключения.
Опыты были свободны по обязательности ( ребенок имел право выбора: участвовать в эксперименте или нет). Но в большинстве своем дети участвовали все, всем было очень интересно.
При проведении эксперимента соблюдала правило «единственного отличия» - все условия одинаковые, кроме 1 фактора. Детям была дана возможность высказываться и общаться во время опыта (дети самостоятельно доказывали, проговаривали, что видели).
Старалась дифференцированно подходить к каждому ребенку (ведь у каждого свой личный опыт, причем ребенок имел право на ошибку, чтобы потом совместно найти правильное решение.
Анализировали результат и формировали выводы в непринужденной форме, в общении друг с другом (рассказывали, что видели, что наблюдали, что получили, делали зарисовки). Итак, мы вместе с детьми поставили цель: узнать, почему дом из кирпича оказался самым надежным и прочным;
Нашей задачей было: проверить прочность кирпича, соломы, прутиков, чтобы узнать, какой дом крепче и надежней.
Зачем? Чтобы, когда вырастем и захотим сделать себе дом, знать, из чего делать его, чтобы жить в теплом, уютном доме;
Был задан детьми вопрос. Что прочнее и надежней – солома, прутики или кирпич?
Доказать: кирпичный дом крепче, надежнее, уютнее, чем дом из соломы и прутиков.
Опровергнуть слова Ниф – Нифа и Нуф - Нуфа: из соломы и из прутиков – это не дом, т. к. в них нельзя жить, потому что они холодные, ненадежные, слабые, некрасивые.
Использовали материал: солома, прутики, кирпич, вода, спички, ножницы, нож, безмен для взвешивания (опыты с огнём и режущими предметами проводились только в присутствии воспитателя с соблюдением правил техники безопасности).
Используемый метод: опыты и эксперименты с воздухом, огнем, водой.
После рассматривания материалов мы с детьми решили, что же мы можем сделать?
- Подуем; - поломаем; - польем водой; - порежем (ножом, ножницами); - подожжем; - взвесим.
Сравнили солому, прутики, кирпич.
- Подули: - солома и прутики разлетелись, кирпич остался на месте.
Вывод: кирпич тяжелый, солома и прутики легкие.
- Ломали: - солома и прутики сначала согнулись, потом сломались, кирпич – не ломается.
Вывод: кирпич крепче, солома и прутики – ломкие.
- Полили водой - солома и прутики воду пропустили, намокли, а сквозь кирпич вода не прошла.
Вывод: из всех материалов только кирпич водонепроницаемый.
- Эксперимент с режущими предметами (стригли ножницами и резали ножом) : - солома и прутики разрезались, кирпич – затупил ножницы и ножик, но не разрезался.
Вывод: кирпич прочный, а солома и прутики – непрочные.
- Поджигали (на железной дощечке, чтобы не сгорел стол) : - солома и прутики загорелись и сгорели, кирпич – почернел, закоптился, но не сгорел.
Вывод: кирпич не горит, он огнеупорный
- Взвесили: (в пакет были помещены одинаковые по объёму материалы) кирпич весит 6 кг, солома и прутики меньше.
Вывод: кирпич тяжелее, чем прутики и солома.
Эксперимент проводили с детьми подготовительной группы, большинство из них уже умели читать и писать, поэтому свои выводы ребята не только зарисовали, но и записали.
Кирпич: не горит, не гнется, не ломается, нельзя разрезать (только нож затупился, не пропускает воду, нельзя распилить, ветром не сдуть, потому что тяжелый.
Веточки: ломаются, горят, пропускают воду и холод, гнутся, можно разрезать, распилить, легко разлетаются.
Солома: ненадежная, разваливается, горит, не греет, легкая, ломается, стрижется, гнется, пропускает воду.
Общий вывод: кирпич как строительный материал надежный, крепкий, не горит, не ломается, не пропускает воду, не сдувается ветром. Из него можно строить дом. А соломенный дом и дом из прутиков не пригоден для жилья людей, т. к. может сгореть. Он холодный, слабый, неуютный. Его сдует ветер, а люди останутся на месте.
Настоящий дом:
- согреет - делает уют - защищает от ветра, холода, от плохих людей - дружбу делает - не дает намокнуть
Те знания, которые ребенок приобрел в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Презентацию своего проекта мы с детьми представили на 2 – м городском фестивале детских опытно – экспериментальных работ и исследований «Про всё на свете»,
где дети самостоятельно презентовали результаты своей исследовательской деятельности, общались друг с другом в непринуждённой обстановке. Презентация нашего проекта проходила в виде драматизации сказки «Три поросёнка» Естественно, и правильность выводов доказывал поросёнок, построивший дом из кирпича.
Поросёнок Наф – Наф: А вы знаете, почему мои братья оказались в моём домике? Я сейчас вам докажу, что мой дом – самый надежный и крепкий. Мы исследовали солому, прутики и кирпич, проверяли их ветром, огнем, режущими предметами
При эксперименте с огнем веточки и солома загорелись и сгорели, а кирпич только закоптился, значит, кирпич не горит.
Когда мы подули на солому, прутики и кирпич, то солома и прутики разлетелись в разные стороны, а кирпич остался на месте. Значит, кирпич устойчивый, ему не страшен ветер.
Следующий опыт - с водой. Мы решили узнать, пропускает ли солома, прутики и кирпич воду. Через солому и прутики вода просочилась, а кирпич воду не пропустил. Значит, кирпич воду не пропускает – он плотный – водонепроницаемый.
Мы проверили прочность соломы, прутиков и кирпича режущими предметами (ножницами и ножом, солома и прутики разрезались, а кирпич нет. Значит, кирпич крепкий, а солома и прутики хрупкие, ломкие.
На весах мы взвешивали кирпич, солому, прутики. Солома и прутики весят меньше 1 кг, а кирпич – 6 кг. Значит, кирпич тяжелее. (сл. № 26)
Вот я и доказала, что мой дом из кирпича крепче, надежнее, т. к. кирпич не горит, мой дом не продувается ветром (в нем тепло, не пропускает воду (в нем сухо). А еще мой дом сдружил меня с моими братьями. Он мне помог. А как мы называем тех, кто друг другу помогает? Друзья! Значит, мой дом – мой друг! А вы со мной согласны?
В настоящее время воспитанники моей группы под руководством учителя продолжили работу по экспериментированию в школе. Они самостоятельно проводят опыты и эксперименты, участвуют в создании краткосрочных мини – проектов по разным темам, а опытный педагог объединяет их в один долгосрочный проект. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам, пробудим интерес к самому себе и к окружающему миру.