Ирина Шубина
Детское воровство
▼ Скачать + Заказать документы
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок - украл деньги или присвоил чужую вещь.
Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» - часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.
Младшие дошкольники (1-3 года)
Публикация «Детское воровство» размещена в разделах
«Воруют» потому, что просто не в силах совладать со своими желаниями, например, с непреодолимым желанием владеть чем-то, с желанием порадовать дорогую мамочку подарком. Система морально-этических норм маленького ребенка еще только зарождается, а понятия «мое» – «не мое» для него еще абстрактны, а потому малодоступны пониманию.
Поэтому не станем называть малыша воришкой, а вернем игрушку владельцу и терпеливо объясним, что брать чужие вещи – плохо (формируем моральные нормы, что эта игрушка – чужая, и поэтому брать ее нельзя.
— Поговорим о том, какие игрушки твои, а какие Андрюшины или Элины. Какие вещи твои, а какие мамины, папины. Расскажем ребенку, какие чувства испытывают люди, которые лишились любимой вещи. Таким нехитрым способом вы со временем сформируете у малыша понятия «можно» – «нельзя», «мое» – «не мое».
Но это только часть взрослой задачи: еще ребенка необходимо как можно раньше научить отстаивать, защищать свои собственные вещи от посягателей.
Дошкольники постарше и младшие школьники (4-7 лет)
Воруют уже по социальным мотивам. Например, возможна кража денег и покупка на них угощения, чтобы привлечь внимание одноклассников, расположить их к себе. Или, наоборот, воровство как результат желания «жестоко покарать» своего обидчика. Дело в том, что в этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы, и кража – один из них.
Здесь необходимо работать с причиной данного поступка, а причина здесь в несформированности навыков общения, часто в низкой самооценке (выходит, что личность ребенка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это ребенку и нужно объяснить).
— Стоит обсудить тему дружбы, поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр., – все это нужно объяснять ребенку, а еще лучше проиграть с ним соответствующие ситуации.
— Если причина воровства – вредительство, то лучший способ борьбы с ней – обсуждение и проигрывание с ребенком конфликтных ситуаций и адекватных способов их разрешения.
С малышами можно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.
Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами - как «кража».
Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что поступают плохо.)
Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.
Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих - сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.
Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его, то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж - как повезет, какая компания попадется. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.
Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу - мы никогда не узнаем. О таких проступках редко рассказывают даже самым близким людям.
Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.
Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.
Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.
В-третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.
Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется». При этом человек не считает, что совершает нечто предосудительное. Ему, конечно, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, скорее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его собственность.
Исследования психолога Э. Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.
Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Например, моя практика показывает, что на детей 6–7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомню содержание этого рассказа.
Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы за компанию со своим старшим приятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все мальчику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страшного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе.
Именно на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка.
Кстати, в этом же рассказе поднимается еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. На что мама говорит, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын - вор.
На мой взгляд, такая «шоковая терапия» не всегда столь эффективна и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав вместо раскаяния и желания исправиться отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже.
Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и неудаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать!»
Создается впечатление, что ребенка как бы подталкивают к противоправному поведению. Маленький человек, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной - криминальный смысл.
Сначала это будет попытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превосходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей.
Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.
Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.
Что делать родителям?
В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.
Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.
Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства – случайно или ребенок сам об этом сказал.
Стоит обратить внимание, как он сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.
Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.
Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.
• Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
• Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.
• Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
• Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.
• Нельзя называть ребенка вором и пр., т. е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.
• Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности, с конкретным осуждением такого поведения.
• Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
• Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".
• Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.
• Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
• Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.
• По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
• Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.
• Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.
• Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
• Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.
• Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана, т. к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.
Профилактика детского воровства.
Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.
Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло" : нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т. д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.
Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т. д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.
Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.
Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.
Итак, как предотвратить детское воровство?
Ответ и прост и сложен одновременно: любить свое чадо, на протяжении всего процесса взросления быть в непрерывном теплом, понимающем контакте с ним, делиться своим опытом преодоления различных трудностей.
Важно соблюдать следующие принципы:
• последовательность и непротиворечивость воспитания;
• слова родителей не должны расходиться с делом (бесполезно внушать ребенку, что брать чужое нельзя, а самим приносить с работы то, что «плохо лежит»);
• с раннего детства избегаем вседозволенности, приучаем ребенка к наличию определенных правил и границ поведения;
• отказываемся от тотального контроля над жизнью ребенка, вместо него поощряем детскую инициативу и обучаем навыкам планирования.