Катя Зинина
Детское коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
«Коллекционирование – это школа воли, рефлекс цели, имеющий огромное жизненное значение»–Академик И. П. Павлов.
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес». Коллекционирование является одним из первых увлечений человека – люди всегда собирали предметы различной формы, назначения, культуры.
Публикация «Детское коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность коллекционирования заключается в том, что это одно из доступных, понятных направлений особенно для детей дошкольного возраста. Дети имеют возможность собирать (а в последующем и коллекционировать, находить отличия по разным признакам (классифицировать) и дополнять постоянно свои коллекции.
Объект исследованияколлекционирование.
Предмет исследованияколлекционирование, как способ развития познавательных интересов детей дошкольного возраста
Целью исследованияявляется развитие познавательных интересов и способностей у детей дошкольного возраста посредством коллекционирования.
Задачи исследования:
- Изучить научно-методическую литературу и основные виды коллекций;
- Изучить требования по работе с коллекциями;
- Изучить методы и технологии организации коллекционирования.
Методы исследования: метод сравнительно-исторического анализа, методы обработки и анализа исследовательских данных — методы качественного и количественного анализа собранных данных.
Курсовая работа состоит из введения, четырёх разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении определяется актуальность рассматриваемой проблемы, определятся научный аппарат курсовой работы. Первый раздел посвящен рассмотрению значения коллекционирования в развитии познавательных способностей ребенка. Во втором разделе мы изучаем виды коллекций. В третьем разделе рассматриваются требования к работе с коллекциями. Четвёртый раздел содержит описание методов и технологии работы с коллекциями. Заключение содержит выводы по рассматриваемой проблеме. Список использованных источников содержит 20 наименований книг, статей и интернет страниц по изученному вопросу. В приложении представлены 4 рисунка.
1 ЗНАЧЕНИЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима [2].
Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В человеке есть природное чувство и потребность к собирательству и коллекционированию. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций помогают придатьмногообразиеречевому, художественному и игровомутворчеству и одновременно активизируют фантазию и память[3].
Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются различные качества, такие как: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное, комбинировать. Метод коллекционирования позволяет расширить кругозор детей, развить их познавательную и творческую активность.
В-третьих: Коллекционирование позволяет объединить интересы людей разных возрастов (ребенок и взрослый). Одновременно это позволяет побороть застенчивость и неуверенность в себе.
В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее разнообразнее и полнее.
2 ВИДЫ КОЛЛЕКЦИЙ
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными.
Выделяют следующие группы коллекций :
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Рисунок 1 –коллективная коллекция
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Рисунок 2- домашняя коллекция
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Воспитатели должны очень бережно относиться к той коллекции, которую принес ребенок (бережно к ней относится, не использовать часть коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций : эмоциональные, познавательные, социальные.
Рисунок 3 – индивидуальная коллекция
Чаще всего в жизни дошкольника встречаются так называемые «Эмоциональные коллекции», их отличает активное начало и такое же активное угасание интереса к коллекции. Эмоциональные коллекции встречаются повсеместно и могут носить любой характер и любую природу.
Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Поощрение ребенка в это время играет огромное значение, задача родителя помочь ребенку перевести «эмоциональную» коллекцию из разряда временной, в разряд постоянной.
Рисунок 4 – эмоциональная коллекция
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Коллекции такого плана привлекают детей разного возраста, их легко собирать и хранить. Эти коллекции расширяют круг знаний ребенка в конкретном разделе естествознания («Многообразие ракушек», «Волшебные камни», «Подарки леса» и т. д.).
Рисунок 5 – познавательная коллекция
Далее следуют коллекции связанные с социальными потребностями, которые носят одноименное название «Социальные коллекции».
Эта коллекция позволит ребёнку любого возраста увеличить количество друзей, найти единомышленников по интересам. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами, тем самым укрепляя дружбу ребенка со сверстниками. При этом происходит взаимообогащение как познавательной сферы детей, так и социальной, что является не менее важным.
Рисунок 6 – социальная коллекция
Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы : «Осень золотая», «Подарки Зимы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно - прикладного искусства[4].
Рисунок 7 – временная коллекция
Длительные. К длительным коллекциям относятся коллекции природного материала, тканей, открыток различных тематик, бумаги, фантиков, фотографий и многое другое. Составные части длительных коллекций обладают прочностными особенностями, позволяющие их трогать, рассматривать, играть или делать с ними поделки (картины, фигурки, ленточки, гирлянды и так далее).
Рисунок 8 – длительная коллекция
Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Зимние слова» (осенние, весенние, летние, «Горькие слова», «Фразеологические обороты» [6].
Педагог слова «Зимы» закрепляет на снежинках, снежках из ваты; слова осенние – на листьях; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова.
«Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками. Ребенок посредством коллекционирования может лучше узнать своих учителей и родителей (изучая их собственные коллекции). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним.
Рисунок 9 –коллекция «вежливые слова»
3 ТРЕБОВАНИЯ ПО РАБОТЕ С КОЛЛЕКЦИЯМИ
Рекомендации к сбору коллекций :
собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов;
образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т. д., каждый образец пронумеровать, приложить список;
Рекомендации к тематическому содержанию коллекций :
выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Часто бывает, что началом коллекции могут послужить предметы имеющиеся в группе или дома;
доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
учет возрастных особенностей детей в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д. наибольшуюпедагогическую ценность имеют эпизодические коллекции – то есть коллекции предметов обихода (посуда, обувь, украшения и т. д.).
безопасность – все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения, либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.) [6].
Рекомендации к размещению коллекций :
В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции;
целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а предметами, с которыми дети имеют возможность играть, подбирать группы по размеру, форме, цвету, экспериментировать, конструировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям;
коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид;
все объекты должны быть систематизированы по категориям.
Процесс и порядок педагогической работы и организации можно условно разделить на три этапа, а именно:
1. Этап подготовительный
На первом этапе необходимо накопить основные знания и представления у ребенка и родителя о будущей. Провести беседу с ребенком с елью выявления основных интересов и предпочтений по объекту коллекционирования.
2. Основной этап
Основной этап направлен на то, чтобы вызвать интерес у ребенка к получению информации о предмете коллекционирования, изучению книг или брошюр по предмету исследования, появлению энциклопедий и другой познавательной литературы в библиотеке ребенка, работа с ребенком по формированию навыков бережного отношения к коллекции и ее хранению.
3. Заключительный этап
Заключительный этап является этапом подведения итогов проведенной работы ребенка с коллекцией. На этом этапе как правило проходят выставки коллекций и творческих работ ребенка, презентуются отдельные экспонаты коллекции или ее лучшие образцы.
Коллекция это универсальное средство, целиком или частично она может использоваться в различных видах деятельности ребенка, а именно:
• Познавательной, направленной на:
развитие математических представлений ребенка– счетные операции, временные представления;
развитие познавательных процессов (сравнение, классификация и систематизация);
знакомство с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
• Продуктивной, которая является процессом реализации различных детских проектов (групповых,индивидуальных, опытно-экспериментальной деятельности ребенка, а также сюда относится индивидуальная творческая работа ребенка (оформление выставок коллекций);
• Игровой, которая включает различные виды игр: дидактические, сюжетные, игры-викторины, сюжетно-ролевые, театрализованные игры и другие;
• Коммуникативной, которая является одной из самых главных, так как включает тематические беседы, словарная активизация,составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, ,сочинительская и творческая функции, публичное представление коллекции, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
• Трудовой – при оформлении коллекции и размещении объектов, (ручной труд);
• Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.). Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
Возможные формы работы с детьми:
Групповая;
Подгрупповая (небольшими группами по интересам);
Индивидуальная;
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:
в режимные моменты (во время минут ожидания, в утренние и в вечернее время);
в ходе непосредственно образовательной деятельности (проекты, образовательные ситуации);
в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).
4 МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
В работе по организации коллекционирования необходимо руководствоваться следующими видами технологий:
- технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
- технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению;
- технологию личностно-ориентированного свободного воспитания;
-технологию развивающего обучения.
К основной задаче педагога относится составление перспективного плана работы, в соответствии с которым один раз в месяц будет создаваться коллекция на определенную тематику, учитывая план образовательной деятельности и время года.
Примером может служитьколлекция :«Собака друг человека», посредством этой коллекции дети узнают о породах собак, их особенностях, о их роли в жизни человека, привычках, характере, об условиях содержания и назначения собак. Дети вместе с родителями готовят книги о своих питомцах, приносят фотографии, игрушки собак.
Рисунок 10 –коллекция «Собака друг человека»
Во время непосредственной образовательной деятельности дети рисуют и лепят животных, сочиняюто них рассказы, обсуждают условия содержания и т. д. В организации этих видов деятельности помогают созданные коллекции. Формировать первичные представления о России как многонациональной, но единой стране одна из важнейших задач патриотического воспитания дошкольников. Воспитывать уважение к людям разных национальностей поможет коллекция «Куклы в национальных костюмах народов России» [12].
Рисунок 11- «Куклы в национальных костюмах народов России»
Используя эту коллекцию мы можем проводить огромное число дидактических игр: описательного, экспериментального (исследование качества ткани, фасона и т. д.) и другого характера. Изучив при этом песни, музыку и стихи разных народов мира.
Дети дошкольного возраста XXIвека с большим интересом относятся к телевизору- просмотр мультиков, программ о животных и т. д. Используя инновационные технологии, такие как проектор, мы можем вместе с детьми собрать коллекция любимых мультфильмов. Тематические дни посвященные любимым мульт-героям не оставят равнодушным ни детей ни их родителей. Данной коллекцией можно поделиться и с родителями- тем самым укрепляя семью ребенка. Обсуждение героев или конкретных моментов из того или иного мультфильма поможет развитию фантазии, ораторским способностям, речевым навыкам, навыкам выступления на публике перед другими детьми.
В первые дни осени так приятно вспомнить о летнем отдыхе и дети с большим интересом рассказывают и показывают те интересные вещи (ракушки, камушки, цветы, листья, шишки и т. д., которые они привезли из отпуска. Выставка «Коллекция лета» позволяет детям поделиться своей коллекцией с другими детьми, объяснить уникальность ракушки или другой интересной находкой. Составить композицию, разбить на классы по признакам и свойствам- вот то немногое, что позволяет коллекционирование.
При помощи коллекции поздравительных открыток, дети познакомятся с праздниками, отмечающимися в нашей стране и за рубежом; их назначении,историей создания открыток и различных способах изготовления. Во время непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству дошкольники создадут свои открытки, подарки родителям к Новому году [16].
При создании коллекции магнитов «Города России», дети познакомятся с географией, отмечая на карте города нашей страны; это повысит навыки ориентирования по сторонам света (север, юг, запад, восток, поможет лучше усвоить и определять климатические, природные и другие особенности разных городов нашей Родины и одновременно привить привычку коллекционирования каких-либо вещей или предметов.
Коллекция «Золотая осень» формирует представления детей о сезонных изменениях в природе. Дети коллекционируют фотографии осенних пейзажей, даров осени, при этом сопровождая все это составление книжек-малышек, семейных фотоальбомов. Огромный интерес вызовет коллекция «Камни»[8]. Играя с камушками, дошкольники имеют возможность пополнить знания о разнообразии и особенностях камней, закрепить количественный и порядковый счет. Коллекции дополнят художественная и научная литература, детские энциклопедии, альбомы и журналы, в которых находится познавательная информация об экспонатах коллекций.
Рисунок 12 – коллекция камни и минералы
Коллекционирование включает большой комплекс педагогических областей. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка и есть процесс коллекционирования. При сборе новых для ребенка дошкольного возраста вещей или предметов, он узнает столь много новой информации и знаний, которую можно дать ребенку дошкольного возраста только через процесс коллекционирования. Это эффективный, действенный, простой и увлекательный способ как для детей, так и для взрослых.
Во время создания коллекций используются различные виды деятельности: совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми, самостоятельная деятельность детей, обязательна интегрированная деятельность. Формы взаимодействия с воспитанниками: игровые упражнения, познавательная игра, проектная деятельность, беседы, наблюдения, экскурсии, игры с природным материалом,экспериментирование (простейшие опыты, дидактические, развивающие игры и т. д.
Содержание коллекционирования :
- Самостоятельные открытия;
- Интерес ко всему предметному миру;
- Формирование восприятия и представлений о внешних свойствах предметов;
- Развитие специфических сенсорных способностей.
Взаимодействие с родителями при проведении работы по коллекционированию имеет огромное значение.
Для этого используют разнообразные методы сотрудничества:
-Анкетирование родителей.
Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности.
- Консультации родителей – проводятся с цельюсформировать положительное отношение родителей к коллекционированию.
- Встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада).
Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию.
- Посещение тематических выставок в краеведческом музеи города.
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире.
- Организация мини лаборатории в группе.
Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения.
- Чтение художественно - познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, презентаций.
Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации.
- Индивидуальные беседы с детьми по интересам.
Цель: поддержка и развитие детских интересов.
-Организация выставок коллекций детей в детском саду.
Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций.
- Мастер – классы.
Цель: создание экспонатов коллекций.
- Альбомы, летописи, информационные листы. Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность.
Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности [Коваленко].
Проводимая работа с детьми по коллекционированию должна способствовать развитию таких важных качеств как творческий потенциал, любознательность и познавательная активность. Следовательно именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, увлечением общим у детей и взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в заключении исследования, мы получили следующие выводы:
Анализируя литературные источники в таких областях знаний как психология, теория воспитания, дошкольная психология и психология в целом, мы видим, что коллекционирование не только расширяет кругозор, но и развивает познавательную деятельность ребенка. Ребенок заводит новых друзей, увеличивая свой круг общения.
Познавательный интерес это сложный процесс формирования у ребенка устойчивой черты к процессу познания. Развивая познавательный интерес у ребенка дошкольного возраста, мы обеспечиваем тем самым становление мотивации к интеллектуальной деятельности и стремлению к учебе.
Проведенные занятия с детьми дошкольного возраста по материалам данной работы подтверждают ее актуальность и правильность пути решения проблемы. Родители отметили значительный рост у детей к процессу коллекционирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги и учебные пособия
Однотомные издания
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. –
М., 2006-536 с.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2000 - 416 с.
3. Комарова Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. –
М. ,2005 – 254 с.
4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М: Линка– Пресс, 2007, 121 с.
5. Леонтьев А. Н. «О формировании способностей» / А. Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1996г – 304 с.
6. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации/— М. : «Аркти», 2004г-64с
7. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004 - 10.
8. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. — Екатеринбург: У — Фактория, 2004-12 с.
9. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 119 с
10. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г
Составные части документов
Статья из книги или другого разового издания
11. Александровская М. Зачем ребёнку коллекции, или Как спасти способного дошкольника от школьных неудач? // Дошкольное образование. 2008. № 11
12. Коваленко О. А. Коллекционирование как средство развития исследовательских умений младших школьников / Начальная школа. - 2011. - № 3. - С. 16-19. - Библиогр. : с. 19
13. Журнал «Дошкольное воспитание»— «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения», N3,2007.