Наталия Деревянкина
Детско-взрослый проект музыкально-образовательный деятельности «Музыкальная капель»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ Музыкально – образовательный деятельности «Музыкальная капель»
Аннотация
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах и мыслях.
Публикация «Детско-взрослый проект музыкально-образовательный деятельности „Музыкальная капель“» размещена в разделах
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является хоровое пение.
Хоровое пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у маленького певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Ребенок, регулярно занимающийся пением, укрепляет свое физическое и психическое здоровье.
В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песни; дети будут выступать на праздниках, развлечениях в ДОО, участвовать в хоровых конкурсах. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
Актуальность проекта
Ни для кого не секрет, что российское общество переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Духовный кризис проявляется в нарушении воспитания, в разрыве связей, традиций между старшим и младшим поколением. Преодолению духовного кризиса способствует привлечение детей к художественно-эстетическому творчеству, приобщению к ценностям музыкальной культуры.
Хоровое пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Но самое важное, пожалуй в том, что хоровое пение всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Данный проект реализуется с детьми старшего дошкольного возраста, одна из песен звучала на празднике, посвященному Международному женскому дню 8 марта в 2017 году, под руководством музыкального руководителя ДОО.
Пояснительная записка
В соответствии с современно научной Концепцией дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.
Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами жизни – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления.
Новизна заключается в том, что проект даёт возможность выявить талантливых детей, открывает для них красоту музыки, её волшебную силу. Благодаря проекту в процессе пения у детей есть возможность развить музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма и расширить общий музыкальный кругозор. Проект способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Благодаря проекту дети объединяются общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Проект направлен на развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы ДО МДОБУ № 4 «Лукоморье»
В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песни; дети будут выступать на праздниках, развлечениях в ДОО, участвовать в хоровых конкурсах. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни
Матрица проекта
Название проекта: «Музыкальная капель»
Тема проекта: Вокально-хоровая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Противоречие, проблема:
Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Проблема: не развиты исполнительские навыки у детей.
Гипотеза, научное обоснование: Успешное вокальное развитие у детей старшего дошкольного возраста возможно, если: - учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей - подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков - в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать соответствующие вокальные упражнения.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Игровое распевание – это упражнения для голоса в форме коротких песен с игровым содержанием. Игровые песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодических оборотах. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиваться отчетливого произношения текста песен.
Фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
• пение песни с полузакрытым ртом;
• пение песни на определенный слог;
• проговаривание согласныхв конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
• настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
• анализ направления мелодии;
• использование элементов дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется а ккапельно);
• образные упражнения.
Цель проекта: Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокально-хоровых навыков через активную музыкально-творческую деятельность
Задачи реализации проекта:
1. Ознакомление детей с начальными основами вокально-хорового пения.
2. Развитие эмоционально-выразительного исполнения.
3. Формирование культуры, нравственных качеств личности ребенка, его приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры, усвоение культурных норм поведения.
4. Формирование и развитие художественного вкуса, расширение музыкального кругозора, посредством подбора высокохудожественного репертуара.
Предполагаемый результат:
1. Поют выразительно, чисто интонируют.
2. Посещение хорового коллектива будет содействовать всестороннему развитию детей, их социализации в коллективе сверстников, формированию личностных качеств: чувства товарищества, организованности, выдержки, отзывчивости.
3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
4. Участвуют в конкурсах и фестивалях в ДОУ и города.
Тип проекта: Творческий.
Вид проекта: Долгосрочный.
Срок: январь 2017 года - декабрь 2017 года.
Возраст детей: 5-7 лет.
Участники проекта: музыкальный руководитель,педагоги, дети старшей, подготовительной группы, родители.
Обеспечение проектной деятельности
Методические:
- подбор видео и аудио материала
- подбор методической и нотной литературы
- наглядные пособия
- музыкально-дидактические игры
Материально – технические:
музыкальный центр, компьютер, проектор.
Информационные:
Сообщение на родительском собрании, информация в родительском уголке,
памятки «Охрана детского голоса», «Как развивать музыкальность ребенка»
Используемая литература
1. М. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду». М. ; 2009 г.
2. Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь». М. : Просвещение, 1985 г.
3. Е. Тиличеева «Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978 г.
4. В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», «Развивающие голосовые игры», 2002 г.
5. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и
голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
6. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-sozdaniyu-v-doshkolnoi-organizaci-detskogo-horovogo-kolektiva-rosijanochka.html
7. Зюзина О. А. Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 678-683.
8. Кацер О. В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г.
9. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с. 21, №2-2005г., с. 22
10. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с. 2
11. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.