Надежда Артемьева
Детский туризм как средство сохранения здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. Данная статья раскрывает педагогическую технологию по туризму в детском саду. Туризм является своеобразным видом спорта, занимаясь которым дошкольник гармонично развивается как духовно, так и физически, при этом расширяется кругозор ребенка. Огромное воздействие оказывает детский туризм не только на психофизическое развитие, но и создаёт условия для самовыражения и самореализации творческих способностей. Дети старшего дошкольного возраста свободно владеют простейшими туристскими умениями и навыками, которые пополняют их двигательную деятельность и закладывают основу для более серьёзных занятий туризмом в школьном возрасте.
Публикация «Детский туризм как средство сохранения здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Ключевое слова: педагогическая технология; туризм; краеведение, физическое развитие; физические качества; образовательная область.
Туризм – особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение[2, с. 5]. Цель педагогической технологии: построить физическое воспитание в детском саду так, чтобы оно могло дать гармоничное развитие каждому ребёнку, и помогало целесообразно использовать потенциал своего организма для сохранения, укрепления здоровья. Данная технология решает оздоровительные задачи : совершенствование функций организма, укрепление иммунитета средствами движения и туризма.
Образовательные задачи: создание условий для двигательной, познавательной активности детей, самовыражения и реализации творческих способностей, выявление интереса детей и родителей туристско-краеведческой
деятельности.
Воспитательные задачи: в развитии таких физических качеств, как ловкость, выносливость, сила, быстрота; в воспитании бережного отношения к живому миру и любовь к родному краю. Туризм в детском саду используется как дополнительное образование, так и как организованная образовательная деятельность. Старшие дошкольники отличаются самостоятельностью и хорошей организованности, что является непременным условием проведения более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе. А дошкольники, которые занимаются туризмом, хорошо понимают и знают, что дисциплина –основа безопасности прогулок. Образовательную деятельность лучше проводить по подгруппам в помещении или на природе. В природных условиях у детей обогащается двигательный опыт. Природный материал, бревна, пеньки, поваленные деревья, ручейки стимулируют двигательную активность воспитанников. А прогулки по микрорайону, в парки, школы, музеи знакомят детей с историей и культурой нашей малой родины, дают детям знание о памятных местах микрорайона, улиц. Дошкольники обогащаются знаниями о лекарственных и ядовитых растениях, домашних и диких животных нашего края. Туризм и краеведение взаимосвязаны друг с другом. Работа по внедрению детского туризма проходит в три этапа: подготовительный, практический, обобщающий этапы.
Чтобы дети были заинтересованы туризмом, следует особое внимание уделить подготовительному этапу. На этом этапе необходимо психологически настроить детей на новый вид деятельности. Провести работу по созданию материальной базы и туристских снаряжений, в определении обязанностей педагогов и сотрудников, составлении программы, перспективного плана маршрутов. После всех выполненных мероприятий начинается реализация практического этапа программы по всем трём направлениям с детьми, педагогами, родителями.
Работа с детьми: детский туризм охватывает все образовательные области. Несет в себе социально-культурный потенциал и является важным элементом физической, экологической, эстетической, нравственной культуры. Чтобы процесс подготовки доставлял детям удовольствие, важно осуществлять его через совместную деятельность педагогов, детей, родителей. Для повышения общей физической подготовки проводятся кружки, тренировочные туристские прогулки с продолжительностью 25-30 минут, спортивные праздники, ходьба на лыжах, театрализованные туристические слёты с участием родителей. Туристская прогулка –форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками[2,с. 6]. Физическую подготовленность детей проверяют осенью и весной на контрольных занятиях. Для диагностики уровня физического состояния используются показатели силы, прыжка в длину с места, гибкости и бега. Работа с родителями проходит в виде коллективных обсуждений, родительских собраний, просмотра тренировочных занятий, участия в конкурсах, в подготовке снаряжения и сопровождения до места проведения соревнования, принятия совместных решений. Такие совместное участия родителей и детей в туристско-краеведческом деле поможет посмотреть на своего ребенка с другой стороны, и сблизить духовно.
С педагогами проводятся семинары, мастер-классы, консультации со специалистами для повышения мастерства и квалификации педагогов, тренинги и семинары по эмоциональному выгоранию, формирование группы для занятия физкультурой и укрепления здоровья.
На последнем этапе работы подводится анализ полученных данных, подведение итогов туристический слетов внутри детского сада и района, фотоотчет, обобщение опыта работы в районном методическом объединении педагогов дошкольных образовательных учреждений. Таким образом, туризм способствует всестороннему и гармоничному развитию дошкольника, что подтверждает необходимость дальнейшего использования детского туризма и краеведения в дошкольных учреждениях в физкультурно-оздоровительной работе.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. Просвещение,1991г
2. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду. - Орел, 1994.
3. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. - М. ,1986.