Ирина Правдивец
Детский труд в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида №35»
ЗАТО г. Фокино (п. Дунай)
Педагогический проект
Младший дошкольный возраст.
Подготовила: воспитатель
Правдивец Ирина Сергеевна
2015г
Актуальность проекта:
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Публикация «Детский труд в детском саду» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
А. С. Макаренко. Н. К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Особое значение
Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Раннее включение детей в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде.
Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе). Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Цель:
Формировать положительное отношение к труду.
ЗАДАЧИ :
• Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
• Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
• Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
• Воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Участники проекта – дети 3-4 лет (II младшая группа, родители, педагоги.
Тип проекта – Практико-ориентированный, среднесрочный, групповой.
Продолжительность -2 месяца.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ :
• трудовая деятельность в быту, природе;
• трудовые поручения;
• дежурства;
• беседы ;
• чтение художественной литературы ;
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков ;
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ :
• самостоятельная трудовая деятельность;
• работа с иллюстрациями ;
• разные виды игр ;
• продуктивные виды деятельности ;
• двигательная активность.
Работа с родителями:
• Консультация «Как приучить ребенка к труду»
• Оформление стендов в группах «Маленький помощник» с конкретными рекомендациями по трудовому воспитанию детей и уважению к труду взрослых ;
• Памятки для родителей: «Совместный труд с мамой», «Веселые игры на кухне», «Папины помощники», «Полезные свойства самостоятельного труда».
• Анкеты для родителей ;
• Совместная трудовая деятельность, мастер - классы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
• Самообслуживание:
• Дети умеют ухаживать за собой, следить за своим внешним видом (умывание, раздевание, одевание);
• Умеет точно выполнять поручения;
• Подготавливать и убирать за собой рабочее место.
• Хозяйственно – бытовой труд :
• Дети умеют поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;
• Охотно оказывают помощь взрослым при организации режимных процессов.
• Труд в природе :
• Охотно принимают участие в уходе за растениями и животными, выращивании растений в уголке природы.
• Ручной труд :
• Развиты конструктивные способности детей,
• Развито умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
ПЛАН РОЕКТА:
1этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Создание условий для реализации проекта.
Подбор методической литературы.
Составление плана
Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте, консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
2 этап. ОСНОВНОЙ.
Непосредственно трудовая деятельность.
• Самообслуживание: ежедневные режимные моменты, чтение художественной литературы о внешнем виде («Мойдодыр» К. Чуковский,, потешеки,
• Хозяйственно – бытовой труд : ежедневные поручения, дежурства, посильная помощь в уборке игрового участка по плану, общий труд «генеральная уборка» каждую пятницу.
• Труд в природе : посадка рассады, полив рассады и комнатных растений по надобности, дежурства в природном уголке, высадка рассады на клумбу, уход за клумбой по плану,
• Ручной труд : самостоятельное и тематическое конструирование из бумаги, природного материала, соленого теста по плану.
Проведение родительского собрания: «Значимость труда в нравственном воспитании ребенка», анкетирование.
3 этап. ЗАКЛЮЧИЕЛЬНЫЙ.
Презентация проекта.
Показ мультимедийной презентации.
Тематический план проекта
Литература:
1. В. И. Ядэшенко, Ф. А. Сохина Дошкольная педагогика. – М. : Просвещение, 1978
2. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М. : Просвещение, 1991
3. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1980
4. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М. : Просвещение, 1987.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский М. : Педагогика, 1991.
6. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду : для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 135 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
7. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм. -метод. пособие. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 143 с.
8. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д. В. Сергеева. М. : Просвещение, 1987. 96с.
9. Точин, А. Е. Трудовое воспитание детей в семье / А. Е. Точин. – Минск: Нар. аствета, 1982. – 96 с. – (Родителям о детях).
10. Черепанова, И. Б. Дети взрослеют в труде / И. Б. Черепанова. – М. : Педагогика, 1990, - 174,[1] с. – (Педагогика – родителям).