Елена Рощупкина
Детский совет как условие совместного планирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление инициатив и планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих Детского совета. На Детском совете педагоги прилагают максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение дальнейших действий, тем самым поддерживая детскую инициативу и партнерский стиль взаимоотношений.
Публикация «Детский совет как условие совместного планирования в ДОУ» размещена в разделах
Планируя работу вместе с детьми, мы получаем самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные детьми дела и действия, устойчивую мотивацию. Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем займутся другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность.
И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть, насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено и что еще предстоит реализовать.
Творческой группой нашего педагогического коллектива, в рамках реализации образовательной модели «Кругосветка», была разработана своя система фиксация детских инициатив и образовательных запросов - это информационное поле «Мир открытий», которое представляет собой глобус, модель земли, т. к. наш образовательный маршрут лежит по разным странам мира. Данное поле - это применение наших авторских разработок и интеграция методики Л. В. Свирской «модели трех вопросов».
Глобус поделен на сектора с определенным цветовым решением, а также с применением символов. Белые сектора, расположенные на: северном полюсе - служит для сбора информации о том, что дети знают о той или иной стране, на южном полюсе - предусматривает записи о том, как и откуда можно получить новые знания.
Сектора белого цвета, расположенные на экваторе, имеют символическое обозначение по десяти разделам: наука, природа, искусство, история, культура, знаменитые люди, достопримечательности, спорт, промышленность и калейдоскоп. Здесь фиксируется то, что дети хотели бы узнать о той или иной стране. Символы помогают всем участникам образовательного процесса конкретизировать свои образовательные инициативы, а педагогам распределить их по разделам. Символ - калейдоскоп помогает зафиксировать инициативы, не относящиеся к изучаемой теме.
Шесть цветных секторов – используются для фиксации образовательных запросов в организованных мирах (центрах детской активности). Зеленым цветом обозначен – мир природы, красный мир – науки, синий – мир спорта, оранжевый – мир языка и речи, сиреневый – социальный мир, желтый – мир искусства. Дети высказывают свои пожелания о том, в каком мире и чем бы они хотели заниматься в рамках изучаемой темы, педагог помогает зафиксировать предложения детей в информационном поле. Дети так же имеют возможность сделать записи.
Существуют некоторые правила ведения записей, которые мы используем: прежде всего, записи идей детей, нужно делать в тот момент, когда они озвучиваются; делать записи нужно печатными буквами, так, чтобы дети могли использовать для чтения. Для ведения записей в информационном поле «Мир открытий» обязательно привлекать помощников, т. к одному педагогу сложно вести разговор и одновременно записывать. Обязательно помечать автора того или иного предложения. Нужно стараться заполнять информационное поле сразу аккуратно, так как переписывать его начисто не возможно - он потеряет для детей смысл; размещать заполненное поле нужно в обусловленном доступном для детей месте; целесообразно договориться с детьми о том, как будут помечаться уже выполненные дела и действия. Созданное совместными усилиями информационное поле должно быть доступно для детей в течение всего времени по изучению выбранной страны. По окончанию проживания той или иной образовательной темы информационное поле «Мир открытий» хранится как документ.
Информационное поле «Мир открытий» отражает содержание самостоятельной образовательной деятельности детей в мирах, а также совместную образовательную деятельности педагога с детьми в одном из миров. Информационное поле открыто для новых детских предложений, так как оно может заполняться в течение двух недель, по ходу проживаемой темы. Информационное поле доступно для сбора инициатив родителей и специалистов детского сада, с этой целью информационное поле вывешивается в раздевальной комнате.